Найти тему

"Татры" долгожительницы

Чехия, 2007 г.
Чехия, 2007 г.

В Советском Союзе чехословацкие грузовики Tatra были столь же привычны, как и другие изделия автопрома стран социалистического содружества – венгерские автобусы Ikarus, польские микроавтобусы и фургоны Nysa и мини-грузовики Zuk, ГДРовские грузовики IFA, Multicar и Robur, а также прочие транспортные средства, включая трамваи, троллейбусы, суда, локомотивы, самолеты. Всё это транспортное разнообразие воспринималось как свое, родное, повседневное.

Автомобили Tatra получили в СССР широкое распространение. Tatra 111, Tatra 138, Tatra 148, Tatra 815: выпуск каждого следующего поколения грузовиков из чешского города Копрживнице увеличивался по нарастающей, росли и объемы поставок в Советский Союз. Так, максимальный годовой объем производства Tatra 111 достигал 3700 штук, Tatra 138 – 6827 штук, Tatra 148 – 14128 штук, Tatra 815 – 15327 штук.

Наибольшее годовое количество ввезенных в СССР грузовиков составило: Tatra 111 – свыше 1000 штук, Tatra 138 – также свыше 1000 штук, Tatra 148 – порядка 4000 штук, Tatra 815 – 5422 штуки.

А вот выпуск моделей Tatra 141 и Tatra 813 был сравнительно небольшим – в среднем по несколько сотен машин в год. Лишь Tatra 813 во второй половине 70-х годов сумела преодолеть планку в 1000 единиц.

В силу своего возраста я не помню Tatra 111 в эксплуатации. Наверно последние экземпляры еще работали в начале 70-х, но в памяти это как-то не отложилось. Tatra началась для меня с модели Т138. На фоне советских грузовиков, к коим я проявлял интерес с детства, "чешка" выглядела как инопланетянка, не по грузовому изящная и яркая. Такую в потоке транспорта нельзя было не заметить. Машины последних лет поставок (модернизированная Tatra 2-138 выпускалась до 1972 года) перестали мне встречаться на рубеже 70-80-х годов.

Освоение производства следующей модели – Tatra 148 – началось еще в 1969 году, однако на поток ее поставили лишь три года спустя. В Советский Союз в основном поставлялись самосвалы Tatra 148 S1 (с задней разгрузкой кузова) и Tatra 148 S3 (с 3-стронней разгрузкой кузова). В гораздо меньших объемах импортировалась спецтехника – прежде всего экскаваторы-планировщики UDS, а также автокраны, автобетоносмесители и др. На самом же деле модельный ряд надстроек на шасси Tatra 148 был куда шире – от ассенизаторов до пожарных автомобилей, но в СССР поставлялись не все типы машины.

-2

Автомобили Tatra 148 выпускались до декабря 1982 года, когда на смену пришло следующее поколение машин – Tatra 815. "Сто сорок восьмые" более-менее активно встречались в эксплуатации в нашей стране до начала 90-х годов. А потом как-то разом почти все исчезли (во всяком случае у меня сложилось такое впечатление). На то были причины. В лихие 90-е массовое строительство прекратилось и уцелевшая с эпохи СССР техника отстаивалась на автобазах в ожидании лучших времен. В начале 2000-х, когда российская экономика начала "оттаивать", Tatra 148 встречались уже единично.

Что интересно, Татры 148 оказались долгожителями у себя на родине, в республиках бывшей ЧССР – Чехии и Словакии. Мне неоднократно приходилось бывать в период 2000-2010-х годов и в Чехии, и в Словакии, и всякий раз я наблюдал в работе 20-30-40-летние машины, ставшие в ту пору в России уже раритетами. По возможности я их фотографировал, с ностальгией вспоминая те времена, когда трава была зеленее, небо голубее, а сахар слаще... То что мне не удавалось запечатлеть мне самому, помогали мои чехословацкие друзья, за что им огромное спасибо (благо возможностей встретить эти машины у них было во сто крат больше).

Итак, какими запомнились Татры 148 на дорогах бывшей ЧССР в 2000-2010-е годы.

Самосвал Tatra 148 S1. Словакия, 2007 г. Фото Юрая Главача
Самосвал Tatra 148 S1. Словакия, 2007 г. Фото Юрая Главача

Бортовой грузовик Tatra 148 V. Словакия, 2005 г.
Бортовой грузовик Tatra 148 V. Словакия, 2005 г.

Автокран AD 160 грузоподъемностью 16 т. Кран выпускался заводом CKD Praha. Словакия, 2009 г. Фото Юрая Главача
Автокран AD 160 грузоподъемностью 16 т. Кран выпускался заводом CKD Praha. Словакия, 2009 г. Фото Юрая Главача

Польский автокран Bumar грузоподъемностью 18 т. Словакия, 2008 г. Фото Юрая Главача
Польский автокран Bumar грузоподъемностью 18 т. Словакия, 2008 г. Фото Юрая Главача

Автобетоносмеситель с механическим приводом барабана на шасси Tatra 148. Чехия, 2009 г.
Автобетоносмеситель с механическим приводом барабана на шасси Tatra 148. Чехия, 2009 г.

Автобетоносмеситель с механическим приводом барабана, оснащенный ленточным транспортером на шасси Tatra 148. Чехия, 2007 г. Фото Юрая Главача
Автобетоносмеситель с механическим приводом барабана, оснащенный ленточным транспортером на шасси Tatra 148. Чехия, 2007 г. Фото Юрая Главача

Автобетоновоз на шасси Tatra 148. Чехия, 2018 г. Фото Юрая Главача
Автобетоновоз на шасси Tatra 148. Чехия, 2018 г. Фото Юрая Главача

Автобетононасос Schwing Stetter на шасси Tatra 148. Чехия, 2005 г. Фото Ондржея Скацела
Автобетононасос Schwing Stetter на шасси Tatra 148. Чехия, 2005 г. Фото Ондржея Скацела

Экскаватор-планировщик UDS 110а. Выпускался машиностроительным заводом в городе Тисовец, который входил в состав производственного объединения ZTS Detva (с 90-х годов – CSM Tisovec). Чехия, 2005 г. Фото Ондржея Скацела
Экскаватор-планировщик UDS 110а. Выпускался машиностроительным заводом в городе Тисовец, который входил в состав производственного объединения ZTS Detva (с 90-х годов – CSM Tisovec). Чехия, 2005 г. Фото Ондржея Скацела

27-метровый коленчатый подъемник MP 27. Выпускался заводом Slovacke strojirny в городе Угерски Брод. Словакия, 2009 г. Фото Юрая Главача
27-метровый коленчатый подъемник MP 27. Выпускался заводом Slovacke strojirny в городе Угерски Брод. Словакия, 2009 г. Фото Юрая Главача

Автогудронатор на шасси Tatra 148. Чехия, 2007 г.
Автогудронатор на шасси Tatra 148. Чехия, 2007 г.

Машина для зимнего содержания дорог на шасси Tatra 148. Словакия, 2012 г. Фото Юрая Главача
Машина для зимнего содержания дорог на шасси Tatra 148. Словакия, 2012 г. Фото Юрая Главача

Бортовая Tatra 148 V с КМУ Hiab. Словакия, 2010 г. Фото Юрая Главача
Бортовая Tatra 148 V с КМУ Hiab. Словакия, 2010 г. Фото Юрая Главача

Самосвал на базе Tatra 148 с гидроманипулятором. Чехия, 2007 г. Фото Юрая Главача
Самосвал на базе Tatra 148 с гидроманипулятором. Чехия, 2007 г. Фото Юрая Главача

Вакуумная автоцистерна CAS 10. Словакия, 2010 г. Фото Юрая Главача
Вакуумная автоцистерна CAS 10. Словакия, 2010 г. Фото Юрая Главача

Лесовоз на шасси Tatra 148. Словакия, 2006 г. Фото Юрая Главача
Лесовоз на шасси Tatra 148. Словакия, 2006 г. Фото Юрая Главача

Бункеровоз с портальным погрузчиком на шасси Tatra 148. Чехия, 2007 г. Фото Юрая Главача
Бункеровоз с портальным погрузчиком на шасси Tatra 148. Чехия, 2007 г. Фото Юрая Главача

Рельсоукладчик на базе Tatra 148 на комбинированном ходу. Чехия, 2007 г. Фото Юрая Главача
Рельсоукладчик на базе Tatra 148 на комбинированном ходу. Чехия, 2007 г. Фото Юрая Главача

Самый массовый пожарный автомобиль на шасси Tatra 148 – автоцистерна CAS 32. Эти машины выпускались заводом Karosa. Чехия, 2011 г.
Самый массовый пожарный автомобиль на шасси Tatra 148 – автоцистерна CAS 32. Эти машины выпускались заводом Karosa. Чехия, 2011 г.

Пожарный автомобиль комбинированного тушения Tatra 148 KHA c оборудованием Rosenbauer. Словакия, 2010 г. Фото Юрая Главача
Пожарный автомобиль комбинированного тушения Tatra 148 KHA c оборудованием Rosenbauer. Словакия, 2010 г. Фото Юрая Главача

Поделитесь своим мнением, уважаемые читатели. Какие вы помните Татры? Приходилось ли на них работать?

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ПУБЛИКАЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЧЕХОСЛОВАЦКИХ МАШИН (ССЫЛКИ АКТИВНЫ, ЖМИТЕ):

Как я побывал на заводе "Татра", когда выпускались настоящие "Татры". ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Легендарная чешская марка Аvia. 100 лет истории. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Шкода, которая не задалась. Вся правда о серии 400. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Как чехи решили автопром возродить. Попытка № 1". ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Как чехи решили автопром возродить. Попытка № 2. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Чехословацкая "золотая ручка": история почти в полвека. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

#машина #грузовик #автомобиль #автозавод #чехия #tatra #техника #промышленность

Авто
5,66 млн интересуются