В Советском Союзе чехословацкие грузовики Tatra были столь же привычны, как и другие изделия автопрома стран социалистического содружества – венгерские автобусы Ikarus, польские микроавтобусы и фургоны Nysa и мини-грузовики Zuk, ГДРовские грузовики IFA, Multicar и Robur, а также прочие транспортные средства, включая трамваи, троллейбусы, суда, локомотивы, самолеты. Всё это транспортное разнообразие воспринималось как свое, родное, повседневное.
Автомобили Tatra получили в СССР широкое распространение. Tatra 111, Tatra 138, Tatra 148, Tatra 815: выпуск каждого следующего поколения грузовиков из чешского города Копрживнице увеличивался по нарастающей, росли и объемы поставок в Советский Союз. Так, максимальный годовой объем производства Tatra 111 достигал 3700 штук, Tatra 138 – 6827 штук, Tatra 148 – 14128 штук, Tatra 815 – 15327 штук.
Наибольшее годовое количество ввезенных в СССР грузовиков составило: Tatra 111 – свыше 1000 штук, Tatra 138 – также свыше 1000 штук, Tatra 148 – порядка 4000 штук, Tatra 815 – 5422 штуки.
А вот выпуск моделей Tatra 141 и Tatra 813 был сравнительно небольшим – в среднем по несколько сотен машин в год. Лишь Tatra 813 во второй половине 70-х годов сумела преодолеть планку в 1000 единиц.
В силу своего возраста я не помню Tatra 111 в эксплуатации. Наверно последние экземпляры еще работали в начале 70-х, но в памяти это как-то не отложилось. Tatra началась для меня с модели Т138. На фоне советских грузовиков, к коим я проявлял интерес с детства, "чешка" выглядела как инопланетянка, не по грузовому изящная и яркая. Такую в потоке транспорта нельзя было не заметить. Машины последних лет поставок (модернизированная Tatra 2-138 выпускалась до 1972 года) перестали мне встречаться на рубеже 70-80-х годов.
Освоение производства следующей модели – Tatra 148 – началось еще в 1969 году, однако на поток ее поставили лишь три года спустя. В Советский Союз в основном поставлялись самосвалы Tatra 148 S1 (с задней разгрузкой кузова) и Tatra 148 S3 (с 3-стронней разгрузкой кузова). В гораздо меньших объемах импортировалась спецтехника – прежде всего экскаваторы-планировщики UDS, а также автокраны, автобетоносмесители и др. На самом же деле модельный ряд надстроек на шасси Tatra 148 был куда шире – от ассенизаторов до пожарных автомобилей, но в СССР поставлялись не все типы машины.
Автомобили Tatra 148 выпускались до декабря 1982 года, когда на смену пришло следующее поколение машин – Tatra 815. "Сто сорок восьмые" более-менее активно встречались в эксплуатации в нашей стране до начала 90-х годов. А потом как-то разом почти все исчезли (во всяком случае у меня сложилось такое впечатление). На то были причины. В лихие 90-е массовое строительство прекратилось и уцелевшая с эпохи СССР техника отстаивалась на автобазах в ожидании лучших времен. В начале 2000-х, когда российская экономика начала "оттаивать", Tatra 148 встречались уже единично.
Что интересно, Татры 148 оказались долгожителями у себя на родине, в республиках бывшей ЧССР – Чехии и Словакии. Мне неоднократно приходилось бывать в период 2000-2010-х годов и в Чехии, и в Словакии, и всякий раз я наблюдал в работе 20-30-40-летние машины, ставшие в ту пору в России уже раритетами. По возможности я их фотографировал, с ностальгией вспоминая те времена, когда трава была зеленее, небо голубее, а сахар слаще... То что мне не удавалось запечатлеть мне самому, помогали мои чехословацкие друзья, за что им огромное спасибо (благо возможностей встретить эти машины у них было во сто крат больше).
Итак, какими запомнились Татры 148 на дорогах бывшей ЧССР в 2000-2010-е годы.
Поделитесь своим мнением, уважаемые читатели. Какие вы помните Татры? Приходилось ли на них работать?
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.
ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ПУБЛИКАЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЧЕХОСЛОВАЦКИХ МАШИН (ССЫЛКИ АКТИВНЫ, ЖМИТЕ):
Как я побывал на заводе "Татра", когда выпускались настоящие "Татры". ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Легендарная чешская марка Аvia. 100 лет истории. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Шкода, которая не задалась. Вся правда о серии 400. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Как чехи решили автопром возродить. Попытка № 1". ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Как чехи решили автопром возродить. Попытка № 2. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Чехословацкая "золотая ручка": история почти в полвека. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
#машина #грузовик #автомобиль #автозавод #чехия #tatra #техника #промышленность