Телеграмм-каналы и новостные издания пестрят самыми заголовками, от которых у автомобилистов темнеет в глазах. «Руководство Skoda покинуло Россию, бренд останавливает продажи», «Mazda уходит из России», «Volkswagen закрывает российский завод и офис», «Немецкий премиум отказывается работать с РФ»… В общем, как будто все знакомые и популярные автобренды решили сделать ноги из наших болот, чтобы не портить себе реноме в приличных странах. Страшно? Еще бы!
Но так ли это на самом деле?
Шквал наказаний
Поток санкций по авторынку сейчас такой, что клавиатура у профильных специалистов СМИ превращается в тряпку за одну смену. Грохот информационной машины, сравнимый с настоящим, многие уже и не помнят. Пример 2014 года неуместен: и событий, и последствий тогда было в разы меньше. Да чего мелочиться – в десятки раз! Причина кроется и в объеме самих новостей, и в количестве каналов их трансляций: популярные сегодня ресурсы и методы подачи тогда были еще в зародыше и не в чести.
Новостная подача действительно способна сбить с ног – категоричные отрывочные фразы, по которым получается, что все западные автокомпании отрекаются от простых россиян в едином порыве, швыряясь на прощанье проклятьями.
Прошла неделя, позволяющая сделать первые выводы, туман начал рассеиваться, а картина будущего проступает. Просто не будет, это к бабке не ходи, но перемещаться на гужевых повозках и латать дедовы «Москвичи», где нет процессоров, будем так же в режиме хобби. Излишний оптимизм, скажете? Возможно. Но поводы есть.
Паника опаснее того, что вызывает панику
Во-первых. любой кризис и в любые времена утраивает свои последствия, если поддаться панике и наделать необдуманных поступков. Покупка Kia Rio из наличия за 3 800 000 рублей или Mercedes-Benz E-Класса за 16 071 189 рублей – это оно, необдуманное. Даже с чудовищным курсом российской валюты сегодня – это спекулятивная цена, направленная как раз на потерявших голову.
Ставку рефинансирования, взвинченную до 20% годовых, можно не упоминать – это кризисная мера, которая, судя по предложениям банков на открытие выгодных депозитных счетов на три или шесть месяцев, не больше, вряд ли продержится дольше 1 сентября. Потом начнут снижать столь же «широкими шагами», как и поднимали.
Уходят или ПРИостанавливают работу?
Во-вторых, все без исключения опрошенные сотрудники автомобильных брендов – семь человек из разных организаций и представитель поставщика комплектующих – говорят о преждевременности открытия «Боржоми».
Никаких краеугольных выводов пока не сделано, а продажи остановлены из-за финансового торнадо и пике рубля.
Никто сейчас не знает, во сколько обойдутся новые партии машин, так что продавать старые не торопятся.Заводы встали из-за отсутствия запчастей: помним, да, что склады – это не модно, а пуск произойдет тогда и только тогда, когда развеется дым. Или туман, что кому ближе.
Постепенно появляются и официальные заявления, которые представительства автокомпаний подготовили после первого шока. Риторика совсем другая, чем в военных новостных сводках: если коротко, то мы сами в шоке и вынуждены реагировать на нестабильную и неопределенную ситуацию, поддержать решения стран, в которых находятся наши штаб-квартиры.
Например, так:
Кстати, о пчелках заводах: бросать многомиллиардные инвестиции не нравится никому. Особенно – крупным инвесторам, которые привыкли получать дивиденды от своих вложений. Так что политика – политикой, а денежки врозь. Это древнее правило актуально и сегодня: реально и быстро уйти с российского рынка смогут только те, у кого нет «якоря» в лице собственного предприятия. Но бывают исключения: Ford ушел из России аж дважды, имея при этом три завода! Чудны дела твои, Господи.
Двусторонняя экономика
Третий пункт – это история, которую мы все исправно забываем из раза в раз. Миром правят не политики, а деньги. Как только первые громогласно высказались, вторые начинают искать лазейки и возможности, открытые высказыванием первых. Недели не прошло, а корейцы уже договорились с мировым «агрегатором санкций», что они поддерживают и стоят «спина к спине», но машины и смартфоны продавать в России все же можно. Достаточно лишь пообещать, что «стиралки», Samsung, а также Hyundai и Kia не окажутся в военных частях. Как это реализовать – неизвестно, но главное ведь пообещать!
Второй пример – история с авиацией. Ни для кого не секрет, что все самолеты во всех странах мира покупаются в лизинг – взяты в аренду с последующим правом выкупа. Лизингодатель – европейская компания, так что, согласно санкциям, технику надо вернуть. У российских авиакомпаний таких набралось аж целых 515 штук, которые необходимо забрать и вывезти до конца мая при «закрытом» небе. Перегон – за чей счет? Ведь 515 экипажей – это сотни тысяч долларов.Мало того, что сделать это практически невозможно, так еще и стоит вспомнить, что разрыв контрактов обернется для лизингодателя штрафами, которые просто похоронят компанию. Да, кстати, вопрос кому потом впихнуть 515 подержанных, но все равно дорогих самолетов, тоже стоит на повестке дня, как и неуплаченные российскими авиакомпаниями взносы – мы бы очень хотели, но не выйдет из-за отключения системы SWIFT. Надо искать лазейку, иначе лизинговую компанию проще и дешевле будет обанкротить. Кстати, это прямая цитата, если что.
С автомобильными компаниями и представительствами оных в России будет симметричная история: либо огромные убытки, которые сегодня не по карману никому, либо поиск путей обхода санкций. Они найдутся, и быстро. Десятки сборочных предприятий в России стоят безумных денег, потерю которых компенсировать будет сложно, читай, невозможно. Особенно сейчас, когда мировая экономика еще не восстановилась после коронавируса. Помните, был такой?
Кстати, крики о размере российского рынка, который маленький и неудобный, но такой нужный, стоит воспринимать через призму пятилетних планов крупных автопроизводителей, в которых указаны четкие цифры, обязательные к достижению. Особенно японцам: Toyota, Nissan и Mitsubishi, а также Subaru и Suzuki молчат и резких движений не делают. Mazda и Honda, новости об исходе которых все же сверкнули на небосклоне, наверняка все опровергнут. Японцы вообще не из торопливых, а бизнес для Страны Восходящего солнца давно уже выше политических баталий. Ждут, понимая, что вход стоил рубль, а выход – два. История Opel, менявшего хозяев и «политику партии», научила многих.
И это мы не говорим про китайский импорт – местные компании открыто заявляют, что продолжают работать с авторынком РФ и выводить новинки по ранее утвержденному плану.
Автозапчасти
История с запчастями – еще интереснее. Сегодня дефицит уже есть, склады пустеют – цены растут. Но узлы и расходники делают в трех случаях из четырех в Поднебесной, которая как никто умеет «не замечать» ни санкции, ни авторские права, ни патентные законы. Коробки и упаковки изменятся, а вот наполнение – нет. Те же самые агрегаты с того же самого конвейера отправятся в Россию, но уже под китайскими брендами. Без обид – просто бизнес. Производители это прекрасно понимают и не рискнут допустить, ведь китайские «подделки» будут чертовски сложно потом обойти на российском рынке – они будут существенно дешевле, но ничем не хуже «оригинала». Ведь они и есть «оригинал».
Тут эксперт Matador.Tech подробно разбирает, какими запчастями стоит запастись сейчас, не создавая ажиотаж и не поддаваясь панике. В основном - из-за скачка цен, а не дефицита.
На позитивной ноте?
Причина автомобильной истерики на рынке – не политика, а экономика. Как только рубль стабилизируют – это делается сейчас в ручном режиме, продажи автомобилей будут восстанавливаться, а конвейеры – запускаться. Представительства автобрендов сидят в режиме ожидания и надеются, что военная кампания закончится через неделю-другую, а после начнутся переговоры и снижение санкционной активности.
Не отменят, конечно, сразу, но начнут допускать «оговорки». Россия уж слишком глубоко интегрирована в мировую экономическую систему, чтобы вычеркнуть ее оттуда одним, пусть и очень именитым автографом. И дело тут не в политиках и корпорациях, санкциях и дипломатии. Все куда проще и понятнее: дело в деньгах.