В прошлой статье из «Музея Москвича» на ВДНХ я подробно рассказал про один из лучших гоночных «Москвичей» — «Г5», создававшийся для национальной «Формулы-1».
Если вы пропустили ту статью, то советую ознакомиться с ней перед началом прочтения этой:
Когда я говорил, что «Москвич-Г5» был самым совершенным гоночным автомобилем завода, это было правдой, но с одной маленькой поправочкой.
Дело в том, что у «Г5» был преемник — модернизированный болид «Г5М», который стал еще лучше и еще быстрее.
Просто напомню, что «Москвич-Г5» появился в 1968 году. Он был развитием модели «Г4» и имел ряд принципиальных изменений компоновки.
В первую очередь это относится к перемещению коробки передач назад за главную передачу, что в то время считалось «канонической» концепцией для гоночных автомобилей данного класса.
Гоночный болид был построен на пространственной раме с независимыми подвесками, на которую сверху крепились алюминиевые кузовные панели.
На трассы «Г5» вышел с модифицированным мотором «Москвич-412», но уже в следующем году получил новый мотор «412-2В» с двумя распределительными валами (собственно, приставка «2В» об этом и говорила).
В 1972 году рабочий объём мотора увеличили с 1478 до 1840 кубических сантиметров.
Через два года конструкция «Москвича-Г5» претерпела ряд модификаций, что привело к смене индекса и появлению «Г5М».
На первый взгляд «Г5» и «Г5М» выглядят идентично, но модернизированный болид получил совершенно новые кузовные панели, которые теперь были изготовлены из пластика, а не из алюминия.
Тут вот еще какая штука: «Москвич-Г5», о котором шла речь в прошлой статье, по факту также является «Г5М».
В 1974 году оба автомобиля «Г5» были модернизированы до «Г5М», поэтому выставленные в музее «Мечта Москвича» экземпляры внешне практически не отличаются.
На самом деле оригинальный «Г5» с алюминиевым кузовом выглядел вот так.
Более лёгкий кузов позволил снизить вес болида до 580 килограммов (ровно на 100 кг по сравнению с «Г5»).
Двигатели и коробки передач, в основном, использовались образца 1972 года. При рабочем объёме 1840 кубических сантиметров они выдавали 124 л.с.
Тем не менее значительно снижение веса сделало «Москвич-Г5М» чуть быстрее. Например, его максимальная скорость составляла 210 км/ч против 200 км/ч у «Г5».
Музейная табличка и вовсе говорит о том, что «Г5М» мог разгоняться до 240 км/ч, но это, конечно, уже фантастика какая-то.
Автомобили «Москвич-Г5М» участвовали в гонках вплоть до исключения Формулы-1 из национальной классификации в конце 1976 года.
По некоторым непроверенным данным, один из двух автомобилей также принимал участие в нескольких гонках примерно в 1979-1981 годах под управлением А. Потапова.
В общей сложности на «Г5» и «Г5М» были выиграны три золотые (В. Ржечицкий, 1969 год; Ю. Теренецкий, 1972 год; Н. Казаков, 1973 год), одна серебряная (Ю. Теренецкий, 1974 год) и две бронзовые (Ю. Теренецкий, 1973 и 1976 годы) медали чемпионатов СССР.
После окончания гоночной карьеры оба «Москвича-Г5М» передали заводскому музею.
После его официального закрытия они оказались в коллекции автомобильного музея на Рогожском валу, а впоследствии переехали в «Музей Москвича».