Прошлым летом во время отдыха на даче я заметил, что внук соседа катается на старом советском велосипеде «Школьник». Велосипед был существенно потрепан временем, но на ходу. Я решил спросить у соседа, откуда у него такой раритет. Оказалось, он хранился у него на даче долгие годы.
При этом сосед с ностальгией добавил: «Самый лучший велосипед! Сейчас такой не купишь». Это утверждение показалось мне забавным, и я решил проверить, действительно ли современные модели менее качественные, чем советские.
«Таир»
С «Таиром» я познакомился случайно. Я искал в 90-е недорогой велосипед и купил бывший в употреблении «Салют», как я тогда думал, однако обратил внимание, что заднее крыло слишком коротикое. Оказалось, мне попалась интересная модель Йошкар-Олинского велосипедного завода «Таир». У нее была нетипичная защита цепи. Велосипед оказался удобным. И хоть он и был со следами ржавчины, проездил я на нем пару лет.
Позже завод-производитель обанкротился, но компания Forward выкупила право выпускать велосипеды под брендом «Altair». Их производят в Перми, и они очень похожи на старые советские модели.
«Кросс»
В свое время мой сын увлекался дворовыми гонками на великах. Естественно, просил в подарок спортивную модель. Я долго искал подходящий вариант и нашел игровой детский велосипед Саранского механического завода с настоящей BMX рамой.
В инструкции значилось, что подходит модель для детей 7-11 лет, хотя я попробовал прокатиться на нем сам и он выдержал. Неудивительно, что сын часто выигрывал в спонтанных спортивных состязаниях, а во дворе мальчишки завидовали, что у него самая модная модель.
Кстати, завод существует до сих пор и продолжает выпускать кроссы, которые по качеству не хуже прежних.
«Десна»
Велосипед «Десна» со складной рамой выпускался на Жуковском велозаводе. С виду немного неказистый, зато мобильный.
В СССР велосипед долгое время был самым доступным средством передвижения. А если дача располагалась далеко, и приходилось добираться до нее на общественном транспорте, то складную модель удобно было брать с собой в автобус.
В настоящее время компания «Веломоторс» возродила легендарную марку «Десна». Теперь они выпускают не только складные, но и горные, городские, подростковые модели, которые отличаются современным дизайном.
«Турист»
На спортивной версии «Туриста» ездила моя сестра. Она считала, что это самый надежный велосипед для поездок по проселочным дорогам, который легко выдерживал не только вес путешественника, но и всю тяжесть его баулов. Ломался ее «Турист» от Харьковского велозавода редко, но чтобы починить его, требовались определенные познания. Прослужил он ей верой и правдой лет 20, за это время она даже не меняла на нем шатуны.
Завод и по сей день продолжает выпускать усовершенствованные модели «Турист» с открытой двойной рамой. Благодаря ей велосипед стал более удобным.
Навечно в нашей памяти
Я не могу не упомянуть о таких моделях, как «Школьник», производившийся с 50-х годов на Горьковском велосипедном заводе. Когда-то эти велосипеды выпускались для советских мальчишек и девчонок и отличались расположением рамы. В 1993 году производство остановилось.
Я думаю, это связано с появлением, более современных моделей, ведь по конструкции «Школьник» был достаточно примитивен, хотя для детей и удобен, весил всего 9,5 кг. Позже обанкротился и сам завод.
«Эврика-2» с псевдоамортизатором выпускался на Львовском мопедном заводе. Стоил он 78 рублей и был вполне доступным и удобным. После распада СССР завод потерял государственную поддержку и обанкротился, теперь на его территории располагается автосалон.
«Сура» от Пензенского велосипедного завода еще во времена Союза превратился в легенду. Не было семьи, которая бы не пользовалась этим велосипедом. Он отличался универсальностью и одинаково хорошо подходил для взрослых и подростков. К сожалению, перестал выпускаться в связи с банкротством завода в 2014 году.
А на каких советских моделях велосипедов ездили вы?