Думаю, многие согласятся, что Lada Vesta - первый массовый легковой автомобиль, разработанный и сделанный в современной России, за который не стыдно. И не просто не стыдно, на мой взгляд, Vesta - один из немногих поводов гордиться российским автопромом.
Первые Весты сошли с конвейера в сентябре 2015 года, то есть шесть с половиной лет назад - обновления пришлось ждать долго, и оно, скорее всего, будет последним.
Напомню, что Lada давно уже часть альянса, которым рулят у нас французы из Renault. И в этом бы не было ничего плохого, но, как я уже писал в статье про новую Ниву и долгосрочную стратегию Renault, на той Весте, которую мы знаем и любим, можно ставить жирный крест.
Впереди у Lada тотальная унификация с румынской платформой CMF-B. Той самой, на которой построены все легковые Renault, которые продаются (и производятся) в России. Кстати, если вы не знали, или забыли, так называемые "Renault" Duster, Sandero, Logan, Kaptur, разработанные в Румынии в основном для стран третьего мира, в цивилизованной Европе называются Dacia.
Так вот, следующее поколение Lada Vesta, а так же Нива и Lada Granta будут уже целиком франко-румынскими "Дачиями". Все старания российских конструкторов пойдут коту под хвост. Это случится совсем скоро, около 2025 года, согласно той самой долгосрочной стратегии Renault.
То есть вот что получается: давным-давно СССР купил у итальянцев завод по производству устаревших FIAT, клепал древние поделки, пока Союз не развалился вместе с плановой экономикой. Российские власти ради спасения безнадежно отставшего отечественного автопрома запретили ввоз в страну иномарок драконовскими таможенными пошлинами, ввалиавали миллиарды, чтобы удержать АвтоВАЗ на плаву, заставили граждан ездить на третьесортных бюджетных тачках по конским ценникам.
И вот настал момент, когда у АвтоВАЗа получилось сделать реально хороший легковой автомобиль.
Казалось бы, этого российские чиновники и добивались, самое время развивать и закреплять успех, но... к этому времени Lada уже давно и практически полностью принадлежит французам, а им просто не выгодно продвигать отличную, современную, но чужую платформу. Перейти на готовую архитектуру CMF-B гораздо проще и дешевле.
Итого, поднимавшийся с колен за наш с вами счет АвтоВАЗ снова превращается в рядовую сборочную площадку на задворках Европы. Ничего своего. Vesta - последний, и, пожалуй, единственный по-настоящему успешный собственный проект в современной истории АвтоВАЗа, скоро канет в лету, а ведь на самом деле этих проектов было куда больше, но ни одному не дали хода.
Впрочем, АвтоВАЗ не одинок в своей судьбе. Один из примеров - Skoda Yeti. Помните этот популярный чешский кроссовер? Он ведь многим нравился и до сих пор встречается во многих дворах. Так вот, это был последний чешский кроссовер самостоятельной разработки. Немцы на корню пресекли "самодеятельность" чехов и Skoda превратилась из самостоятельного разработчика в рядового сборщика бюджетных VolksWagen.
Даже не знаю, как закончить этот пост, напрашивается сравнение с Китаем, тоже строившим коммунизм, но построившим могущественную производственную державу, которая скупает лучшие технологии, конструкторов, дизайнеров, именитые бренды и обеспечивает своими товарами весь мир, в частности, самыми высокотехнологичными товарами. Вспомните об этом, садясь в свой Haval Jolion, когда будете класть на полку для бесконтактной зарядки ваш смартфон Xiaomi.