Найти тему
Другие места

Три "сестры" петербургского метрополитена: Электросила, Фрунзенская и Московские ворота

Оглавление

Три сестры-близняшки, три очень похожие друг на друга станции петербургского метрополитена – Электросила, Фрунзенская и Московские ворота – появились на свет в апреле 1961 года.

Своему внешнему виду они обязаны постановлению №1871 ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве". Согласно ему основным приоритетом становилось более экономное типовое проектирование зданий и сооружений. Поэтому у этих трёх станций одинаковая планировка (но не интерьер!) и довольно скучные надземные павильоны.

У Электросилы и Фрунзенской – это приземистые круглые здания с небольшим куполом и стеклянным входом/выходом, такие же, как и у станций Парк Победы и Горьковская (до реконструкции 2009 года). Их нельзя назвать некрасивыми, скорее "простенько, но со вкусом". К сожалению, сейчас эти вкус и простота теряются среди рекламных конструкций, информационных указателей и другого визуального мусора, поэтому лучше покажу, как они выглядели изначально:

У станции "Московские ворота" вообще нет своего павильона: вестибюль сделали прямо внутри административного здания. Сейчас в нём находится учебный корпус Инжэкона. И снова старая фотография гораздо лучше передаёт скромное очарование социалистического типового строительства:

Вход на станцию "Московские ворота". Фото с сайта pastvu.com.
Вход на станцию "Московские ворота". Фото с сайта pastvu.com.

С наземной частью разобрались, спускаемся под землю, чтобы изучить интерьеры этих станций и увидеть, как при одинаковой планировке, можно получить станции с тремя настолько разными характерами.

Фрунзенская

Есть мнение, что своим названием станция обязана находившемуся рядом Фрунзенскому универмагу. С другой стороны, она могла быть названа напрямую в честь Михаила Васильевича Фрунзе, без посредничества универмага. И в пользу этой версии – присутствие конного Михаила Васильевича на барельефе станции. С третьей стороны, в проекте на барельефе был не Фрунзе, а Ленин. Есть и четвёртая сторона: изначально станцию хотели назвать "Обводный канал", а не "Фрунзенская".

Сложно? К счастью, история расставила всё по своим местам:

  • Фрунзенского универмага больше нет, и станция "Фрунзенская" теперь однозначно называется в честь легендарного красного командира
  • на барельефе есть не только объёмный Фрунзе, но и контурный Ленин

Детально рассмотреть барельеф можно в этой галерее. Листайте:

Барельеф сделан из алюминия и красной смальты. Перроны отделены от центрального зала пилонами, облицованными белым мрамором. Узкая полоска красного мрамора с белыми прожилками разделяет пилоны и своды станции.

Осторожно, двери закрываются! Следующая станция – Московские ворота, где эта скромная полосочка красного мрамора получит неожиданное развитие.

Московские ворота

И вот это развитие! Полосочка разрослась и полностью поглотила всё вокруг себя:

По-моему, это очень остроумно и смело: превратить аккуратный красный кантик в массивные пилоны. Они выглядят максимально мощно и брутально: острые грани, металлические рёбра, расширение кверху.

Брутальность сохраняется и в центральном зале. Он украшен вдвое уменьшенной копией одного из элементов Московских триумфальных ворот, давших название станции. Можно пропустить несколько поездов, разглядывая многочисленные мелкие детали, которых, разумеется, нам не видно на самих Московских воротах. Листайте галерею:

Кроме картуша из военных атрибутов (а именно так называется эта композиция), станция "Московские ворота" интересна своей строгой геометрией. Вид немного портит стоящий посреди зала инфостенд, но в метро удобство пассажиров всегда будет важнее красоты интерьеров.

Электросила

Станция названа в честь завода "Электросила", один из корпусов которого находился прямо за ней. Помню, когда его сносили, я не мог поверить, что это в принципе возможно – заставить исчезнуть такую махину!

Электросила. Фото с сайта pastvu.com.
Электросила. Фото с сайта pastvu.com.

Но ничего, справились. Грустно было, конечно, смотреть на всё это. И вспоминать тоже невесело, так что лучше спустимся под землю, где изменения не так сильно бросаются в глаза.

Как и на двух предыдущих станциях, главное украшение Электросилы находится в торце центрального зала. Здесь это керамическое панно на тему "Электрификация СССР", с соответствующей цитатой Ленина, картой страны, гигантским строителем коммунизма и отдельными элементами электрификации (вышки, провода, станции). Этих элементов довольно много, и не всегда получается понять, что именно там изображено. Листайте галерею:

Панно – главное, но не единственное украшение станции. Её характерной особенностью являются необычные светильники в проёмах, как будто собранные из отдельных световых кубиков. Именно они формируют уникальное лицо станции:

Резюме

Петербургский метрополитен не зря считается одним из самых красивых в мире. Даже те станции, которые были построены согласно постановлению "Об устранении излишеств", эти самые излишества, к счастью, имеют. Фактически, они являются подлинными объектами культурного наследия.

Что интересно, это не какое-то локальное петербургское (ленинградское) явление. В СССР повсеместно практиковалось подобное отношение к, казалось бы, обычным объектам инфраструктуры. Например, автобусным остановкам. Путешествуя по Крыму, я постоянно встречал такие остановки, и некоторые из них вы можете найти в этом посте: