===
60 лет назад – в марте 1962 года, на Мелитопольском моторном заводе (МеМЗ), расположенном в Запорожской области Украинской ССР, началось производство силового агрегата для легкового автомобиля «Запорожец» ЗАЗ-965А.
Это был модернизированный двигатель МеМЗ-966 мощностью 27 лошадиных сил, который стали выпускать вместо первого запорожского мотора МеМЗ-965.
Четырёхцилиндровый V-образный двигатель с воздушным охлаждением МеМЗ-965 имел максимальную мощность 23 лошадиные силы и устанавливался на первый советский микролитражный автомобиль ЗАЗ-965 (производился с 1960 года).
---
===
Увеличение мощности было достигнуто путём увеличения объёма двигателя до 887 куб. см (у 965-го было 746 куб. см) – диаметр цилиндров стал 72 мм (было 66 мм), при этом ход поршня остался прежним – 54,5 мм.
Прежними остались и степень сжатия (6,5) и номинальные обороты (4000 в минуту), но максимальный крутящий момент увеличился до 53 Нм (было 45 Нм) при 2800 – 3000 об/мин.
---
===
Кроме того, в едином силовом агрегате ЗАЗ-965А было усилено сцепление, в коробке передач уменьшили передаточные числа, а в главной передаче передаточное число стало 4,63 (вместо 5,12).
Также был усилен коленчатый вал и противовесы, установлен более производительный карбюратор К-123А, в системе смазки увеличено давление масла на 30%, вместо двух глушителей установили один.
===
Таким образом, более мощный двигатель и изменённые передаточные отношения в трансмиссии позволили увеличить максимальную скорость полностью загруженного автомобиля ЗАЗ-965А до 90 км/ч (у ЗАЗ-965 было 80 км/ч).
Также улучшилась динамика разгона модернизированного автомобиля до скорости 60 км/ч – стало 14 секунд, вместо 17 секунд у ЗАЗ-965.
При этом рекомендованными марками бензина для нового мотора МеМЗ стали А-72, А-74 и А-76 (заливать бензин марки А-66 было категорически запрещено).
---
===
В 1966 году двигатель МеМЗ-966 снова модернизировали, установив новый карбюратор К-125 и изменив конструкцию впускного тракта.
В результате, мощность двигателя, получившего добавочный индекс «А», возросла до 30 лошадиных сил и его стали устанавливать на новый автомобиль Запорожского завода модели ЗАЗ-966.
===
В заключение отметим, что вначале официальный ресурс двигателя МеМЗ-966 до капитального ремонта составлял всего 30 тысяч километров, а в итоге ресурс двигателя МеМЗ-966А был доведён до 75 тысяч км (это по паспорту, но при должном уходе мотор ходил и более 100 тыс. км).
===
Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал «Тракторист-Моторист»!
Рекомендуем почитать: Алтайский дизель: современный шестицилиндровый двигатель из Барнаула 🏭
-----