Сегодня хочу показать вам один очень милый американский военный автомобиль, который я также сфотографировал в Греции.
У него сложное стандартизированное название (как и у другой американской военной техники) — Truck, Utility, ¼-Ton, 4 × 4, M151. Но он также известен, как M151 MUTT (от английского military utility tactical truck).
Эти внедорожники широко использовались во Вьетнаме и были выпущены в количестве более 100 тысяч копий.
Задание на проектирование замены для M38 и M38A1, которые широко применялись во время Корейской войны, компания Ford Motor Company получила в 1951 году.
Испытания прототипов продолжалось практически на протяжении всех 50-х годов прошлого века, а в 1959 году на мощностях завода Ford стартовало его производство.
Позже к изготовлению внедорожников подключились и другие американские предприятия — Willys, AM General и Kaiser Jeep.
В отличие от предшественников, которые были классическими рамными внедорожниками, новый M151 получил интегрированную в кузов раму.
Она позволила немного увеличить внутреннее пространство, а главное — понизить центр тяжести и уменьшить габаритную высоту.
На M151 также отказались от неразрезных мостов, которые являлись характерной чертой всех лёгких американских военных внедорожников, начиная с первый Willys.
Вместо них тут использована полностью независимая пружинная подвеска — очень современное решение, надо признать.
На музейном экземпляре не видно, но M151 не получил фирменной решётки радиатора с семью вертикальными прорезями (они до сих пор используется на современных моделях Jeep).
Вместо неё были горизонтальные прорези похожей формы. Это была не прихоть дизайнеров, а вынужденное решение из-за проблем с авторскими правами.
Еще одним отличием M151 от других американских военных внедорожников заключалось в том, что он никогда массово не продавался на гражданском рынке.
В первую очередь это было связано с проблемами с управляемостью: из-за особенностей конструкции задней подвески M151 были склонны к переворачиванию во время прохождения быстрых поворотов.
Эти проблемы в конечном итоге были решены путем изменения конструкции задней подвески, представленной в модели M151A2 в 1970 году.
Однако Министерство обороны США сочло все автомобили серии M151 «небезопасными для использования на дорогах общего пользования», ограничив их использование в общественных местах.
M151 был принят на вооружение в начале 1960-х годов и активно использовался в большинстве американских военных операциях вплоть до 1980-х годов, когда ему на смену пришёл HMMVW (тот самый Hummer).
HMMVW выигрывал по многим параметрам, но M151 имел некоторые преимущества. В первую очередь они были связаны с компактными размерами, которые, например, позволяли транспортировать его по воздуху внутри популярного военного вертолёта CH-53.
Из-за этого Корпус морской пехоты США использовал особые M151 Fast Attack Vehicle (FAV) до 1999 года в своих военных операциях, например, в Косово.
M151 стал поистине всемирным внедорожником. Его использовали армии шести десятков стран.
Среди них есть Саудовская Аравия, которая применяла M151 во время войны в Персидском Заливе.
А еще для M151 был разработан соответствующий прицеп M416. Кстати, у нашего ГАЗ-69 тоже был собственный прицеп, который назывался ГАЗ-704.