Найти в Дзене
Основной аэродром

📅 День рождения Олега Антонова и «малыш» A 50 от Junkers Flugzeugwerke. День в истории авиации» №111 (7—13 февраля)

Оглавление

Югославский гидросамолёт, самолёт для дальних перелётов семейства Arc-en-Ciel («Радуга») и многое другое в новом выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️

7 февраля

7 февраля 1906 года — родился авиаконструктор Олег Константинович Антонов. /СССР/

Сын инженера, Олег с юности увлёкся авиацией. В 1924 году он построил свой первый планер «Голубь», а через два года испытал второй планер собственной конструкции ОКА-2. С 1933 года Олег Антонов — главный конструктор планерного завода в Тушине. А в 1938 году перешёл в ОКБ А. С. Яковлева.

Всемирную известность получили самолёты ОКБ-153, которое Антонов возглавлял с момента основания в 1946 году. Это многоцелевой Ан-2, транспортные Ан-12 и Ан-22, пассажирские Ан-10 и Ан-24 и многие другие. Всего Олег Константинович создал 22 типа самолётов и 52 типа планеров. Второй страстью конструктора была живопись. Он написал около 40 картин самых разных сюжетов — от пейзажей до авиации.

Олег Антонов до последнего участвовал в проектах своего КБ, консультировал молодых инженеров, занимался общественной деятельностью. Умер выдающийся конструктор 4 апреля 1984 года в Киеве.

8 февраля

8 февраля 1938 года — первый полёт гидросамолёта-разведчика Rogožarski SIM-XIV-H. /Югославия/

В январе 1937 года ВМС Югославии выпустили спецификацию на гидросамолёт берегового базирования для замены устаревших летающих лодок Ikarus IO. Планировалось использовать в качестве разведчика и лёгкого бомбардировщика. Компания Prva Srpska Fabrika Aeroplana Zivojin Rogožarski A.D. представила свой проект SIM-XIV-H, разработанный конструктором Симой Милутиновичем (Sima Milutinović).

Это был трёхместный низкоплан с поплавковым шасси, выполненный в основном из дерева и фанеры. Оснащался 2 × двигателями Argus As-10c (240 л.с.) Максимальная скорость — 208 км/ч, дальность полёта — 840 км. Вооружение состояло из 2 × 7,9-мм пулемётов + до 144 кг бомб.

Rogožarski SIM-XIV-H приняли на вооружение в 1939 году. Всего построили 19 самолётов. Они приняли участие во Второй мировой войне. После оккупации страны Германией в 1941 году часть самолётов попали в ВВС Италии и Королевские ВВС Великобритании.

9 февраля

9 февраля 1937 года — первый полёт многоцелевого палубного самолёта Blackburn B-24 Skua. /Англия/

Британское авиационное министерство в 1934 году выпустило спецификацию O.27/34, описывавшую требования к палубному пикирующему бомбардировщику. Комиссия выбрала проект от Blackburn Aircraft, и в 1935 году с компанией подписали контракт на постройку 2 прототипов. Так начались работы над самолётом B-24 Skua.

Skua представлял собой двухместный низкоплан с убираемым шасси. В варианте Mk. II оснащался двигателем Bristol Perseus XII (890 л.с.) Максимальная скорость — 362 км/ч, дальность полёта — 1220 км. Вооружение — 4 × 7,7-мм пулемёта Browning + 1 × 7,7-мм пулемёт Vickers + 1 × 230-кг бомба.

Всего выпустили 192 самолёта Skua. В составе воздушных сил Королевского ВМФ они приняли участие в боевых операциях в начале Второй мировой войны, но уже в 1941 году были списаны из передовых частей. Также использовались в качестве истребителей, учебных самолётов и буксировщиков мишеней.

10 февраля

10 февраля 1936 года — первый полёт среднего бомбардировщика Fiat BR.20 Cicogna. /Италия/

В 1934 году Королевские ВВС Италии объявили конкурс на новый бомбардировщик с акцентом на скорость и дальность полёта. Среди участников конкурса была и Fiat Aviazione. За 1 год под руководством конструктора Челестино Розателли (Celestino Rosatelli) был разработан проект Br.20 Cicogna. Его признали победителем конкурса и с компанией подписали контракт.

Br.20 Cicogna был цельнометаллическим низкопланом с убираемым шасси и двухкилевым хвостовым оперением. Вариант BR.20M оснащался 2 × двигателями Fiat A.80 R.C.41 (1000 л.с.) Максимальная скорость — 440 км/ч, дальность полёта — 2750 км. Вооружение — 3 × 12,7-мм пулемёта Breda-SAFAT + до 1600 кг бомб.

В 1937 году Br.20 приняли на вооружение итальянских ВВС. Построили 580 бомбардировщиков, которые также эксплуатировались в Японии, Испании, Венгрии и Хорватии. Самолёты принимали участие в Гражданской войне в Испании и Второй мировой войне.

11 февраля

11 февраля 1932 года — первый полёт самолёта для дальних перелётов Couzinet 70 Arc-en-Ciel III. /Франция/

В 1931 году Рене Кузине (Rene Couzinet) начал работу над своим 10-м проектом. Используя наработки от первых двух самолётов семейства Arc-en-Ciel («Радуга»), конструктор спроектировал более совершенный дальний почтовый самолёт Couzinet 70 Arc-en-Ciel III.

Couzinet 70 представлял собой деревянный низкоплан с неубирающимся шасси и хвостовой частью оригинальной формы. Был оснащён 3 × двигателями Hispano-Suiza 12Nb (650 л.с.), к которым можно было добраться в полёте по специальному тоннелю в крыле. Максимальная скорость — 280 км/ч, дальность полёта — 6800 км. Экипаж состоял из 4 человек.

Для демонстрации возможностей в 1933 году лётчик Жан Мермоз (Jean Mermoz) выполнил на Couzinet 70 перелёт в Буэнос-Айрес. А через год модернизированный самолёт под обозначением Couzinet 71 начал перевозить почту на южноатлантических маршрутах а/к Aéropostale. Его списали в 1937 году.

12 февраля

12 февраля 1951 года — первый полёт учебно-тренировочного самолёта Piaggio P.148 Piaggino. /Италия/

В начале 1950-х годов Piaggio Aero приобрела лицензию на производство голландского учебно-тренировочного самолёта Fokker S-11. Но компания не собиралась производить его 1 в 1. Под руководством конструктора Джованни Казираги (Giovanni Casiraghi) самолёт был переработан и улучшен. Ему присвоили новое обозначение P.148.

Это был трёхместный цельнометаллический низкоплан с неубираемым шасси. Оснащался двигателем Lycoming O-435-A (190 л.с.) Максимальная скорость — 234 км/ч, дальность полёта — 923 км.

После успешных испытаний Piaggio P.148 запустили в серийное производство. Выпустили свыше 100 самолётов. Главным эксплуатантом P.148 стали ВВС Италии, где он использовался для обучения пилотов и штурманов, буксировки планеров, а также для демонстрационных пилотажных полётов.

13 февраля

13 февраля 1929 года — первый полёт лёгкого спортивного самолёта Junkers A 50 Junior. /Германия/

Будущий конструктор пикирующего бомбардировщика Junkers Ju 87 Stuka — Герман Польман (Hermann Pohlmann) — начал свою карьеру в компании Junkers Flugzeugwerke с разработки обтекателей для двигателей. Постепенно он стал конструировать самолёты. Одним из проектов Польмана был спортивный самолёт A 50 Junior, разработанный в 1928 году.

A 50 представлял собой двухместный цельнометаллический низкоплан с неубираемым шасси (колёсном, поплавковом или лыжным). Существовало 7 различных вариантов самолёта, отличавшихся в основном двигателями. В версии A50ba оснащался мотором Armstrong Siddeley Genet II (87 л.с.) Максимальная скорость — 164 км/ч, дальность полёта — 600 км.

Junkers Flugzeugwerke планировала выпустить 5000 самолётов A 50 Junior, но построили лишь 69 единиц. Причина — высокая цена. Основная масса выпущенных самолётов была куплена частными владельцами из Германии, Австралии, Финляндии, Бразилии и других стран мира.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно читать по тегу #основнойаэродром_деньвистории