Найти тему
Фарватер Истории

Бой дирижабля с подводной лодкой

Один из главных врагов подводных лодок это вражеская авиация. С небес самолет легко можно обнаружить субмарину идущую в надводном положении или даже на небольшой глубине. Обнаружит – атакует, обстреляет из пушек и пулеметов, или скинет глубинные бомбы. А то просто сообщит об обнаруженной субмарине противолодочным кораблям (морским охотникам). И те возьмут лодку в клещи и не отцепятся, пока не утопят. В общем полный абзац. Ведь у субмарины главное оружие это торпеды и скрытность. Против небесного врага – одна зенитная пушка, ну может еще пара пулеметов (зависит от конструкции лодки). Первый бой авиации и подводных лодок произошел аж в 1917 году. Тогда британские бомбардировщики совершили налет на военно-морскую базу в Брюгге и утопили сразу шесть немецких подводных лодок.

Когда самолет атакует подводную лодку это ясно и обычно. Но вот чтобы огромный и тихоходный дирижабль напал на субмарину... Такое в истории было всего один раз.

18-19 июля 1943 года во Флориду из Южной Америки должны были прийти два ценных корабля – сухогруз и танкер. Американцы опасались внезапных атак со стороны немецких субмарин, нередко заплывавших в Карибское море. Поэтому взяли маршрут судов под особый контроль. Днем воды, с воздуха, патрулировала морская авиация, а ночью выпустили два дирижабля К-32 и К-74. Особого толку от них никто не ожидал. Это в книжках Герберта Уэллса дирижабли-бомбардировщики вовсю уничтожали морские флотилии. В реальности, во время Первой мировой войны, они показали свою неэффективность и отвратительную боеспособность. Слишком большие и неповоротливые, как мастодонты, тихоходные и не способные к быстрому маневрированию колбасы, были легкой добычей быстрых и мобильных самолетов-истребителей. А уж во Вторую мировую войну когда самолеты и зенитные орудия стали более мощными и усовершенствованными у таких нерасторопных пузырей в бою не было никаких шансов.

Тем более что дирижабли серии «К» были мягкими, не имели металлического каркаса. Состояли из мягкой оболочки длиной 76,5 метров и диаметром 17,6 метров и подвешенной под оболочкой гондолы. Экипаж состоял из 10 человек. Для устрашения и отпугивания врага их оснастили пулеметом «Браунинг» и парой глубинных бомб. Но главная их задача была в том чтобы обнаружив вражеский объект они должны были сообщить командованию, а то бы отправило на место эсминцы и морских охотников. Естественно дирижаблям, по инструкциям, строго-настрого было вступать в бой и вообще вести какие-то боевые действия. Обнаружил и сообщил – большего от них не требовалось.

К-74 под командой 25-летнего лейтенанта Нельсона Гриллса мирно патрулировала маршрут. И тут в 23:30 на радаре появился неизвестный объект. Командир дирижабля приказывает включить прожектор. И при его свете увидели в море грозного хищника – немецкую подводную лодку. Это была U-134 средняя океанская субмарина, длиной в 64 метра, с экипажем в 48 человек, оснащенная пятью торпедными аппаратами, одной палубной 88-мм пушкой и одним 20-мм зенитным орудием. Автономность плавания лодки составляла 15170 километров. U-134 могла пройти под водой до 150 километров на глубине до 295 метров. Грозная, но не очень удачливая: совершила восемь боевых походов, в том числе одно в Карибское море, утопила четыре судна. Правда, одно из них было своим – немецкий транспорт «Steinbek», торпедированный по ошибке. Всплыла ночью для вентиляции отсеков.

Согласно инструкциям лейтенант Нельсон Гриллс должен был сообщить о ней руководству, а дирижабль — просто зависнуть рядом, дожидаясь помощи. Никакого героизма: никто в здравом уме не предполагал, что эта надувная колбаса сможет сразиться с вражескими судами.

Пулеметчик K-74 Гарнет Экерт показывает, как это было.
Пулеметчик K-74 Гарнет Экерт показывает, как это было.

Но Гриллс оправдал имя своего тезки адмирала Нельсона. Понимая, что танкер и сухогруз уже рядом, немцы обнаружат их и утопят, а эсминцы не успеют их спасти, решился на безрассудный, но героический поступок. Принял решение на дирижабле атаковать подводную лодку. Надувной матрас-толстячок напал на грозную морскую хищницу. На скорости в 100 км в час (что для воздушного судна очень мало) дирижабль стал пикировать на U-134, поливая ее из пулемета. Экипаж дирижабля попытался сбросить на лодку глубинные бомбы, но, судя по всему, от долгого бездействия механизм сброса заржавел и заклинил – к сожалению, бомбометание не удалось.

Зато немецкие подводники оказались опытными бойцами – быстро среагировали и открыли ответный огонь из пушек и пулеметов. Оболочка дирижабля была пробита, гондола разбита, двигатели повреждены. Дирижабль стал терять высоту и в итоге приземлился на воду. В последний момент успел передать сигнал SOS, который принял К-32 и передал на базу. Немцы опасаясь разрыва бомб, быстро ушли под воду. Экипаж дирижабля, все 10 человек, надев спасательные жилеты, выбрались наружу и постарались побыстрее отплыть от тонущих обломков – тоже опасались разрыва бомб – ударно-глубинного действия. И правильно сделали: через час немецкая субмарина всплыла и собрала обломки дирижабля – скорее всего для подробного изучения. К счастью американских воздухоплавателей немцы не заметили. Зато появились другие враги – акулы. Утром обессилевших героев подобрал подошедший эсминец. Но чуть-чуть опоздал – за несколько минут до спасения, акулы разорвали механика Изадора Стресселя.

-3

Субмарина U-134 во время этого странного сражения, хоть и вышла победительницей, но была серьезно повреждена – пулеметные пули с дирижабля разорвали ей цистерны. Она получила приказ возвращаться в Германию для ремонта. Но труден был ее путь – американцы узнав о ней, прочесывали всю Атлантику. Истребители устроили на нее форменную охоту. Не прошло и суток после встречи двух левиафанов, как U-134 была атакована американским самолетом «Вентура», который сбросил на нее три глубинные бомбы, повредив аккумуляторы лодки. 21 августа, в Северной Атлантике, лодка была атакована самолётами авиагруппы авианосца, защищавшего конвой. Субмарине и на этот раз удалось ускользнуть, но через три дня ее обнаружил британский самолет, сбросивший на нее шесть глубинных бомб. На дно ушёл весь её экипаж — 48 подводников.

Как полагается бравый лейтенант Нельсон Гриллс получил жестокий нагоняй от начальства – почему нарушил инструкции. Его даже пытались осудить за нарушение приказа. Лишь через два десятка лет, в 1961 году, когда немецкие документы были проанализированы, даже флотские бюрократы осознали, что нарушения были оправданы – Гриллс и его экипаж, пожертвовав сравнительно бесполезным воздушным судном, спасли два важных и крупных корабля и несколько сотен моряков. Справедливость восторжествовала, награда нашла героя и Гриллс получил Крест летных заслуг. Весь экипаж был награжден медалями Почета, а невезучий механик Стрессель — медалью «Пурпурное сердце». Увы, посмертно.