Легендарный советский трактор К-700 "Кировец" славился не только своей мощью, но и крутым характером. Ошибок этот трактор не прощал и порой норовил "прилечь отдохнуть". Отсюда и пошла молва среди советских трактористов, что трактор этот не только незаменимый, но ещё и опасный.
Однако если обратиться к архивным фотографиям и просто проверить: испытывали ли этот трактор на устойчивость, то оказывается с устойчивостью у него всё нормально.
Низкий центр тяжести трактора позволяет ему преодолевать довольно большой угол крена без последствий. Однако порой возникают случаи, когда имеет значение не только центр масс, но и развесовка по осям. Так нагрузка на переднюю ось "Кировца" составляла 7700 кг, а на заднюю - 4300 кг. Это говорит о том, что "морда" была сильно перегружена.
И ведь действительно, если посмотреть на габаритный чертёж, то хорошо видно, что у трактора довольно большой передний свес:
Капот и мотор под ним находятся перед передней осью. Отсюда и такое плохое распределение массы по осям. На заднюю же ось практически ничего не давит.
Ещё один важный момент, влияющий на устойчивость трактора - это его способ поворота. Передние колёса у него не рулились, а поворот обеспечивался за счёт шарнирно-сочленённого узла. Он соединял две половинки трактора, и это хорошо видно на "Кировце", который уже прилёг отдохнуть.
В случае, если трактор вставал на дыбы, как это показано на самом первом фото статьи, вращение руля приводило к тому, что тяжёлая передняя часть отклонялась вправо или влево. И когда ковш отцеплялся от препятствия, то трактор мог лечь набок, а не вернуться на колёса.
Также при буксировки тяжёлых прицепов на максимальной скорости при резком повороте руля раму заламывало в месте сочленения. И из-за этого трактор мог опрокинуться.
Самым действенным способом не опрокинуть "Кировец" специалисты называют ведение трезвого образа жизни. Потому что трактор капризный, и ошибок, допущенных подшофе, он никому не прощает
Также резко повысить устойчивость К-700 можно, установив на него колёса от комбайна, которые шире. На таких колёса трактор довольно сложно опрокинуть, но и стоят они недёшево.
Ещё один часто встречающий способ обуздать строптивый нрав "Кировца" - это установить на него третью ось.
При такой архитектуре общая колёсная база резко увеличивается, трактор уже не встаёт на дыбы, а также развесовка по осям приходит в норму. Тяжёлая "морда" уже не играет особой роли, потому что две задние оси с лихвой компенсируют её вес.
Также в Интернете гуляет легенда, что якобы трактор этот опрокидывался, если у него пробивало одно из передних колёс.
Однако экспертное сообщество относится к этой легенде скептически, потому что не было ещё зафиксировано ни одного подобного случая в реальности.