Будущий классик родился в семье светского острослова Сергея Львовича Пушкина и Надежды Осиповны Ганнибал, внучки "арапа Петра Великого". Пушкин рос нелюбимым ребенком, он был безразличен и безалаберному отцу и вспыльчивой матери, испытывающей глубокое отвращение к хозяйственным заботам. Спустя много лет барон Дельвиг, одноклассник Пушкина по Царскосельскому лицею, напишет едкое четверостишие:
Друг Пушкин, хочешь ли отведать
Дурного масла, яйц гнилых?
Так приходи со мной обедать
Сегодня у твоих родных.
Всю заботу о маленьком Саше взяла на себя бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, которую он называл мамушкой, и ее верная Арина Родионовна, ставшая Пушкину няней. Простые, без изысков блюда, которые готовились в их имении, пришлись по душе поэту и были любимыми на протяжении всей жизни.
Арина Родионовна потчевала "ангела Александра Сергеевича" блинами, двойными щами (ложка в них должна была стоять), ботвиньей, всевозможными пирогами и ватрушками, соленьями и вареньями.
Доктор Пуф (под эти именем на страницах "Литературной газеты" со своими кулинарными изысканиями выступал писатель В. Ф. Одоевский) давал такой рецепт двойных щей: "Я рекомендую щи двойные. Для сего накануне сварите щи, как обыкновенно, из свежей капусты или квашенной, двух морковей, одной репы и двух луковиц; на ночь поставьте в глиняном горшке на мороз; поутру разогрейте, пропустите сквозь сито жижу, а гущу т. е. и овощ и говядину, протрите сквозь частое решето и на этой жиже, а не на простой воде, варите новые щи с новой капустой, кореньями, говядиной, как обыкновенно".
Любил поэт и печеный картофель, и ботвинью, и квашенную капусту, и моченые яблоки. По воспоминаниям В. Л. Нащокиной, моченые яблоки и варенец были любимыми блюдами Пушкина.
Греческое молоко или варенец готовили в русской печи. Молоко наливали в глиняную крынку и ставили в печь для длительного томления (не кипения!). Молоко выпаривалось на треть и приобретало густую консистенцию, свело-коричневый оттенок и аппетитную пенку. Затем оно заправлялось сливками и выстаивалось при комнатной температуре 3-4 часа. При желании в него добавляли сахар, ели варенец со свежей выпечкой и подавали к чаю.
Среди любимых сладостей у Пушкина в особом почете было варенье из белого крыжовника, которое всегда было в жару на столе вместе с графином воды и льда. В книге "У Лукоморья" хранителя музея-заповедника "Михайловское" С. С. Гейченко приводится рецепт этого варенья от Арины Родионовны.
"Очищенный от семечек, сполосканный, зеленый, неспелый крыжовник сложить в муравленный горшок, перекладывая рядами вишневыми листьями и немного щавелем и шпинатом. Залить водкою, закрыть крышкою, обмазать оную тестом, вставить на несколько часов в печь, столь жаркую, как она бывает после вынутия из нее хлеба. На другой день вынуть крыжовник, всыпать в холодную воду со льдом, через час перемешать воду и один раз с ней вскипятить, потом второй раз, потом третий, потом опять положить ягоды в холодную воду со льдом, которую перемешивать несколько раз, каждый раз держа в ней ягоды по четверти часа, потом откинуть ягоды на решето, потом разложить ягоды на скатерть льняную, а когда обсохнет, свесить на безмене, на каждый фунт ягод взять два фунта сахара и один стакан воды. Сварить сироп из трех четвертей сахара, прокипятить, снять пену и в сей горячий сироп всыпать ягоды, поставить кипятиться, а как станет кипеть осыпать остальным сахаром и разов три вскипятить ключом, а потом держать на легком огне, пробуя на вкус. После всего сложить варенье в банки, завернуть их вощеной бумагой, а сверху пузырем и обвязать."
Впечатляет, не правда ли?)
А вот в "Капитанской дочке" упоминается другое практически забытое сейчас варенье: "Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь смотрел на кипучие пенки." Его варили из любых фруктов и ягод, используя вместо сахара мед, но особо распространенным было медовое варенье из брусники, клюквы, черники и земляники. Готовили его без использования воды из светлого меда - акациевого, липового, лугового.
Секреты барской кухни с многочисленными рецептами передавались из поколения в поколение. Известно. что П. А. Ганнибал, двоюродный дед А. С. Пушкина, лично составил для дома кулинарное руководство. Особой популярностью во времена Пушкина пользовались книги по домоводству и сборники кулинарных рецептов тульского помещика Василия Левшина.
Пушкин хорошо был знаком с изысканным меню петербургских и московских ресторанов, бывших в ту пору в моде. Приезжая в Москву, Пушкин чаще всего останавливался у своего друга С. А. Соболевского, известного автора многочисленных эпиграмм, каламбуров и пародий. Друзья постоянно переписывались. Широкую известность получило стихотворное послание к Соболевскому, которое можно назвать настоящим гастрономическим путеводителем.
"У Гольяни иль Кольони закажи себе в Твери с пармазаном макарони, да яичницу свари/ На досуге отобедай у Пожарского в Торжке, жареных котлет отведай и отправься налегке..."
Обратите внимание на фразу "яичницу свари." Вареная яичница или яйца-пашот были широко распространены во времена Пушкина.
Говорят, что холодный сладкий суп из малины и ревеня, который готовили во французской ресторации "Яр", особенно нравился поэту. Сейчас он входит в постоянное меню прославленного ресторана "Десерт Пушкина".
Сладкий суп из ревеня и малины ("Десерт Пушкина")
- Малина - 500 г
- Яблочный сок - 1 литр
- Сахар - 150 г
- Ревень - 100 г
- Сливки - 150 г
- Сок одного лимона
Переберите малину. Прокипятите яблочный сок с пряностями (корицей, бадьяном, гвоздикой, апельсиновой цедрой) в течении 10 минут, затем процедите. Добавьте малину, сахар, ревень, сливки и снова доведите до кипения. Для сохранения яркого цвета в момент добавления ягод можно влить сок одного лимона. Снимите с огня, пока малина не потеряла цвет. Измельчите в горячем виде в блендере, процедите и дайте остыть. Суп должен настояться сутки и загустеть. При подаче украсьте листиками мяты.
Покутить поэт любил, а неотъемлемой частью дружеских застолий были шампанское и жженка. "Вечер у Нащокина, да какой вечер! Шампанское, лафит, зажженный пунш с ананасами - и все за твое здоровье, красота моя!"... - писал Пушкин своей жене Наталье Николаевне.
Жженку (разновидность пунша) готовили из шампанского, рома, вина и сахара. В смесь добавляли ломтики ананаса, пряности, все вместе кипятили. На чашу с пуншем крестообразно клали две серебряные вилки (гусары использовали собственные шпаги), а них водружали сахарную голову, которую обливали ромом и поджигали.
Вы же помните, гений должен быть голодным! Говорят же - лучшие идеи и произведения рождаются лишь на голодный желудок! Известный факт - Пушкин во многом пытался подражать Байрону. Даже в еде. Джордж Гордон всю жизнь боролся со своей природной склонностью к полноте. Весь день мог ничего не есть, и только в 6-7 часов вечера баловал себя печеным картофелем. Такую же сдержанность в питании часто проявлял и Александр Сергеевич.
"Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трех часов. Недавно расписался, и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем и гречневой кашей. До девяти часов читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо" - писал А. С. Пушкин.
Особое пристрастие Пушкин питал к моченой морошке. Известно, что именно морошку попросил перед смертью тяжело раненный поэт.
"До последнего вздоха Пушкин был в совершенной памяти, перед самой смертью ему захотелось морошки. Данзас сейчас же за нею послал, и когда принесли, Пушкин пожелал, чтобы жена покормила его со своих рук, ел морошку с большим наслаждением и после каждой ложки, подаваемой женою, говорил: "Ах, как это хорошо!" (К. К. Данзас "Последние дни жизни и кончина Александра Сергеевича Пушкина")
Ему было 37 лет.
На этом все!
Будьте здоровы и счастливы!