В российском Минобороны заявили, что военные ледоколы будут иметь большое значение для освоения Арктической зоны, изучения арктических акваторий и защиты Северного морского пути (СМП).
Строительство таких судов будет "в числе приоритетного развития в 2022 году и ближнесрочной перспективе", подчеркивают в военном ведомстве.
В этом году на верфи "Алма" в Санкт-Петербурге завершится строительство ледокола "Евпатий Коловрат". Первое 85-метровое судно проекта 21180М войдет в состав Тихоокеанского флота и будет прокладывать путь во льдах военным кораблям у дальневосточных берегов страны.
Это модернизированная версия ледокола "Илья Муромец", вошедшего в состав Северного флота в 2017 году.
Ледоколы строятся по мере наращивания присутствия российского флота в Арктике. За последние несколько лет Северный флот провел несколько крупных учений и экспедиций в заполярных водах, в том числе в районе архипелагов Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля и Новосибирские острова.
"Илья Муромец" принял участие в нескольких походах, и на флоте довольны результатами. Опыт его использования «в полной мере доказал эффективность заложенных при проектировании ледокола характеристик», считают в военном ведомстве. "Илья Муромец" стал первым за 45 лет военно-морским ледоколом российской постройки.
Планируется строительство еще одного судна проекта 21180М. Оно должно начаться сразу после ухода "Евпатия Коловрата" с верфи в Санкт-Петербурге. Как сообщает сетевое издание "Военное обозрение", ожидается, что этот ледокол войдет в состав Северного флота в 2027 году.
Суда строятся по российским технологиям, заявлял в 2017 году тогдашний главком ВМФ адмирал Королев В.И..
"Реализация новейших российских технологий при строительстве кораблей ледового класса для Военно-Морского Флота позволяет сделать вывод о том, что школа отечественного военного кораблестроения сохранила и развивает свой потенциал в этой сфере", — отметил он.
Помимо судов проектов 21180 и 21180М, для российского флота строятся два патрульных корабля ледового класса проекта 23550. Планируется, что "Иван Папанин" и "Николай Зубов" войдут в строй в 2023 и 2024 годах. Еще одно судно этого проекта строится для северных подразделений Погранслужбы ФСБ. Оно должно быть готово к работе в 2024 году.
Военные ледоколы строятся в дополнение к большому числу новых гражданских ледоколов, вводимых в эксплуатацию госкомпаниями "Росатом" и "Росморпорт".
Уже через несколько лет у "Росатома" будет четыре или даже шесть атомных ледоколов типа ЛК-60, а также один сверхмощный "Лидер".
Тактико-технические характеристики проектов 21180 и 21180М./Википедия/