Найти тему
Владимирский тяжеловоз

Почему ни один бренд до сих пор не смог сделать адекватную альтернативу Дастеру и Крете?

Вопрос крайне интересный, потому что действительно непонятно. Я сильно сомневаюсь, что у какого-нибудь Стеллантиса или ВАГа нет возможности собрать инженеров, рассказать им про требования российского рынка и сделать такой продукт, который стал бы реальной альтернативой сегодняшним бюджетным кроссоверам. И ведь сколько попыток было, но все почему-то не получается.

Какие последние более-менее заметные попытки крупных концерном зайти в сегмент бюджетных кроссоверов мы видели? У ВАГа вышел Таос, у PSA вышел Опель Кроссланд, и в целом к бюджетным автомобилям эти агрегаты можно отнести лишь с натяжкой. Может, просто никто не хочет заходить в этот тернистый и сложный рынок бюджетных кроссов? Давайте разбираться.

Кто бы что ни говорил про Дастер, а машина с выходом нового поколения только прибавила в продажах
Кто бы что ни говорил про Дастер, а машина с выходом нового поколения только прибавила в продажах

На самом деле ниши между автомобильными производителями разделены так, чтобы создавать друг другу как можно меньшую конкуренцию. Это логично, ведь чем меньше конкуренция, тем больше шансов продать свой товар целевой аудитории. Возможно, именно поэтому условный ВАГ не хочет создавать совсем уж бюджетный кроссовер. Просто маркетологи концерна понимают, что если им удастся выпустить нечто по цене Дастера, то оно вряд ли повторит успех румыно-французского творения, зато отрицательно скажется на репутации бренда.

ВАГ позиционирует свои автомобили как средний класс, а некоторые модели Фольксвагена вообще метят в премиум (Порше не в счет, с ними и так все понятно). Теперь представьте, что концерн выпустит кроссовер за условный миллион с небольшим рублей. Да они больше потеряют на продажах Порше, ведь из-за такой имиджевой потери их явно станут меньше покупать. Скажут, мол, ВАГ скатился, стал бюджетку делать и все, занять нишу даже в среднем ценовом сегменте будет уже весьма непросто.

Ведь если подумать, то в бюджетном сегменте российского рынка конкурируют всего два концерна
Ведь если подумать, то в бюджетном сегменте российского рынка конкурируют всего два концерна

А ведь именно в среднем ценовом сегменте конкуренция самая большая. Тут практически все японские бренды, среди которых нет откровенно бюджетных да и особо премиальных тоже, да и многие "корейцы" тоже. Лексусы и Инфинити не в счет, потому что по сравнению с немецким премиумом это все равно автомобили немного другого уровня. Заметили, насколько сильно в последнее время Киа с Хендэ хотят избавиться от ярлыка бюджетности, который висит на брендах со времен десятилетней давности?

Ведь по факту выпускают они и весьма неплохие, чуть ли не премиальные пепелацы (Стингеры, К900 и далее по списку), и в то же время не брезгуют бюджеткой типа Солярисов и Пиканто. Как это понимать? Понимать это можно как угодно, но факт остается фактом: усидеть на двух стульях сразу не получится. Если ты делаешь бюджетные машины, то будь добр делать побольше и подешевле. Если ты ввязался в премиум, то соответствуй высоким требованиям класса.

Andra Febrian, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons
Andra Febrian, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons

Возможно, именно поэтому никто особо и не пытается сделать бюджетный кроссовер в пику Дастеру и Крете. Все боятся потерять свои позиции в среднем классе, а премиальным брендам типа БМВ или Ауди это и вовсе не нужно – у них другие задачи. Так что конкурировать среди бюджетных авто у нас в стране могут разве что альянс Рено-Ниссан и Киа-Хендэ, всем остальным эта ниша просто неинтересна.

А раз так, то и выпускать новые модели бюджетных никто не будет. Разве что китайцы, которые сейчас пытаются буквально зубами выгрызть себе кусок рынка (про зубы я, разумеется, фигурально). Просто рынок слишком тесно поделен, чтобы компании могли позволить себе резкий выход из общей канвы своей ценовой политики.

На фоне этого довольно странным звучит заявление руководства PSA о желании выпустить к 2024 году на российский рынок бюджетный автомобиль стоимостью 1 млн рублей. Про это я написал здесь.