Вы видели проносящийся мимо вас на крейсерской скорости гружёный автомобиль БелАЗ. Неважно какой он марки. Я видел. Это не забываемое зрелище. А ведь в машине сидит водитель и он управляет этой сложной, удобной в управлении машиной. Он не видит габаритов машины, он также смотрит на дорогу выравнивая машину лёгким движением руля. Как вы знаете что чем выше сидишь в машине тем сильнее ощущение скорости. Если в легковых машинах, сидишь почти на асфальте, то скорость 60 км/час, вам кажется черепашьим шагом. В БелАЗ сидишь высоко скорость движения воспринимается по другому. Если сравнивать с легковым автомобилем–то на БелАЗ 60км/час, водитель ощущает как 110 км/час легкового автомобиля.
Возьмите два шеста, один длинный, другой короткий и покачайте их из стороны в сторону. На каком из шестов вам будет комфортней на самом верху. То же самое происходит и с машиной. Если вы в машине располагаетесь близко к проезжей части, то вы почти не ощущаете наклона автомобиля. На БелАЗ получается по другому. Не большой уклон дороги водитель ощущает всем организмом. К всему привычка нужна. БелАЗ карьерная машина. На снимке выше видно, что задние фонари машины вмонтированы в ребро кузова. Так не бывает. Задние фонари крепятся на резинках. Если так-то лампочки погаснут при первой погрузке. На кузове нет отверстий для отвода выхлопных газов. Кузов обогревается выхлопными газами, за одно выполняет роль глушителя.
Что такое карьер? Это куча камней которые нужно погрузить в машину и вывезти в отвал. Экскаватор грузит эти камни в железный кузов машины. Водитель в это время сидит в машине в тесной кабине. Это всё равно что сидеть в железной бочке, а по бочке бьют камнями. Тоже привыкнуть надо. Вот пример с практики. Машина работала на перевозке руды на обогатительную фабрику. Расстояние от карьера до фабрики 33,5 км. Машина идёт последним рейсом, осталось добраться до фабрики, выгрузиться сдать машину, и домой. Заканчивалась ночная смена. К утру мороз усиливался до – 50, но в кабине было тепло. По среди пути водитель замечает что компрессор дизеля начал качать в систему лишний воздух. Воздух на манометре добавлялся стремительно приближаясь к аварийной отметки. Стало ясно где-то в системе образовалась ледяная пробка. Глушить машину и искать причину опасно, а вдруг обратно не запустится. На таком морозе всякое бывает. Да и неуютно бегать на ночной дороге вокруг машины с факелом. Остановка. Несколько нажатий на педаль тормоза, помогло уменьшить давление в системе. Поехали, но не долго, воздух опять приближается к критической отметке. Так далеко не уехать. Что делать? Выход нашёлся внезапно. Воздушный сигнал. Водитель нажал на клапан воздушного сигнала и продолжил движение сигналя уснувшей тайге. Тёплый воздух поступающий с компрессора в ресиверы, убрал ледяную пробку. Не выходя из машины получилось решить сложную задачу.