Найти в Дзене
Бортовой журнал kua1102

Аналитика продаж новых легковых автомобилей в России в 2021 году

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

2022 год уже почти как полмесяца назад наступил, поэтому мы можем совершить крайне приятное действие – проанализировать продажи новых легковых автомобилей на территории Российской Федерации за 2021 год. Это был сложный год. Если в начале года ещё оставались надежды на то, что жизнь вернётся в привычное русло образца 2019 года, то они очень быстро развеялись, поэтому только и остаётся, что повторить слова Роланда Дискейна: «Мир сдвинулся с места». И все мы вынуждены отправляться на поиск своей личной Тёмной башни…

Начать, как мне кажется, с анализа динамики продаж за последние три года. Значительную часть 2019 года можно рассматривать как относительно стабильный промежуток времени и, как следствие, реперный год, т.к. границы были открыты, кризис полупроводников ещё не спутал планы автопроизводителей, а официальные дилеры ещё не начали играть в крайне увлекательную игру по определении той максимальной наценки, которую готов переплачивать покупатель.

Анализ помесячной динамики продаж автомобилей в период с 2019 по 2021 годы

Я воспользовался статистикой продаж, приводимой Ассоциацией Европейского Бизнеса [1] и свёл все данные в виде диаграммы для наглядности:

Динамика продаж новых автомобилей в России в период с 2019 по 2021 годы. Автор графики kua1102
Динамика продаж новых автомобилей в России в период с 2019 по 2021 годы. Автор графики kua1102

Абсолютным рекордсменом продаж остаётся декабрь 2019 года, когда было продано 170 тысяч 156 автомобилей. И, надо признать, в 2021 году было только три месяца (апрель, май и июнь), когда рынку удалось показать лучшие показатели по сравнению с 2019 годом. Да, по сравнению с 2020 годом последовал рост 3,4% (в 2020 году было продано 1 миллион 520 тысяч 333 автомобиля, а в 2021 – 1 миллион 572 тысячи 515 автомобилей), однако если сравнивать 2019 и 2021 годы, то мы наблюдаем падение в 6,2%.

Из позитивных наблюдений – рынок в 2021 году не показал провалов апреля и мая 2020 года, когда в России заводы останавливались из-за ограничений

Лидеры продаж в 2021 году

Здесь результаты, в целом, прогнозируемые – самой популярной маркой осталась LADA. Этому есть вполне очевидное объяснение – продукция нашего автомобильного флагмана остаётся самой доступной и самой разносторонней (в линейке предлагаемых моделей есть лоукостер LADA Granta, очень неплохой автомобиль B-класса LADA Vesta, компактный внедорожник LADA Niva, автомобиль для малых коммерческих перевозок LADA Largus). Всего было продано 350 тысяч 714 автомобилей марки LADA, что на 2% больше, чем по итогам 2020 года.

Сохранили своё доминирование и корейская пара KIA-Hyundai, они заняли вторую и третью строчку продаж, суммарно продав 373 тысячи 132 автомобиля. Рост продаж совпадает с результатами LADA – концерн KIA улучшил продажи на 2%, а Hyundai – на 3%.

Отметку в 100 тысяч проданных автомобилей преодолел и Renault, эта марка была выбрана 131 тысячей 552 покупателями. По сравнению с прошлым годом также наблюдается прирост продаж в 2%. А вот другому партнёру альянса, Nissan, 2021 год себе в актив записать не получится – продажи снизились на 9% и японцам с трудом удалось преодолеть отметку в 50 тысяч проданных автомобилей.

Совсем чуть-чуть не дотянула до заветной сотни компания Toyota, остановившись на 97941 проданном автомобиле. И это тоже положительный прирост по сравнению с прошлым годом – на 7% больше (в 2020 году было продано 91598 автомобилей).

Концерны, которые провалили продажи в 2021 году

Критерии термина «провал продаж» могут быть разные, я же буду ориентироваться на такие:

  • Годовая величина продаж более 10 тысяч автомобилей
  • Снижение объема продаж по сравнению с 2020 годом более чем на 10%

И при таких условиях у нас образовалось две автомобильных компании, менеджеры которых как минимум не должны получить премии по итогам 2021 года:

  • Volkswagen – 86 тысяч 108 проданных автомобилей, падение продаж на 14%
  • УАЗ – 32 тысячи 420 проданных автомобилей, падение продаж на 11%

О феномене провала Volkswagen мне хочется поговорить в отдельной статье, а вот УАЗ является заложником того, что не может модернизировать свою продукцию – нет финансирования.

УАЗ словно законсервировался в СССР, не отдавая себе отчёт в том, что сейчас востребованы на рынке те, кто быстро приспосабливается к новым веяния. Автор фотографии kua1102
УАЗ словно законсервировался в СССР, не отдавая себе отчёт в том, что сейчас востребованы на рынке те, кто быстро приспосабливается к новым веяния. Автор фотографии kua1102

А если отбросить условие более 10 тысяч реализованных автомобилей, то 20% падение продаж продемонстрировала китайская марка Changan (в 2021 реализовано всего 5705 автомобилей).

Автомобильные марки, показавшие наибольший прирост продаж

Однако далеко не для всех 2021 год – это год разочарований. Хотя слепой математической подход здесь не должен применяться, т.к. если в 2020 году продать 581 автомобиль, а в 2021 году – 2053 автомобиля, то получится замечательные числа 253% роста (это я про марку Opel), но эти цифры роста искусственные, т.к. мы прекрасно знаем, что произошло с маркой Opel на российском рынке. Поэтому здесь я также бы поставил условие-фильтр не менее 10 тысяч проданных автомобилей за год. Тогда компании-лауреаты будут выглядеть так:

  1. Chery – 224% роста (в 2020 году было продано 11452 автомобиля, а в 2021 – 37118 автомобилей)
  2. Haval – 125% роста (в 2020 году продажи составили 17381 автомобилей, а в 2021 – 39126)
  3. Geely – 59% роста (в 2020 году продали 15475 автомобилей, а в 2021 году - 24587)

Причину феномена продаж китайских автомобилей мы рассмотрим в следующей статье, здесь же замечу, что и премиум-марки показали рост продаж. Например, Mercedes-Benz показал 11% прирост продаж. Mazda можно отнести к премиуму с некоторой натяжкой, но и здесь аналогичный 11% прирост продаж.

Самые популярные модели на автомобильном рынке 2021 года

Угадайте с первого раза, какую модель с удовольствием покупали россияне? Правильно – LADA Vesta, она была раскуплена в количестве 113 тысяч 698 автомобилей. Второе место тоже должны легко угадать – это LADA Granta, хотя в сравнении с 2020 годом и было зафиксировано снижение покупательного интереса к ней (в 2020 году было продано 126112 автомобилей этой марки, а в 2021 году – 111 тысяч 430 автомобилей). Третье место занял корейский флагман продаж KIA Rio – она была раскуплена в количестве 82941 экземпляров.

Не могу не отметить и ещё одну любопытную тенденцию – россияне всё больше склоняются к выбору кроссовера. Среди списка из 25-ти самых популярных моделей присутствует 12 моделей кроссоверов. Причём самым популярным является корейский кроссовер Hyundai Creta, который купило почти 70 тысяч человек, правда нужно понимать, что значительная часть из этого количества приходится на Крету в предыдущем поколении. А вот обновлённая Крета, как показал декабрь 2021 года, раскупается уже не так бойко.

Более 40 тысяч автомобилистов в качестве нового автомобиля выбрали Renault Duster. Автор фотографии kua1102
Более 40 тысяч автомобилистов в качестве нового автомобиля выбрали Renault Duster. Автор фотографии kua1102

А вот Renault должен сказать спасибо своему разнообразию кроссоверов, ибо все три модели попали в ТОП-25 продаж:

  • 9 место. Renault Duster – 41 тысяча 471 проданных экземпляров
  • 23 место. Renault Kaptur – 18 тысяч 889 проданных экземпляров
  • 24 место. Renault Arkana – 18 тысяч 246 проданных экземпляров

Модели автомобилей, показавших отрицательную динамику продаж

Причину провала продаж LADA Granta (продано на 14 тысяч 682 автомобиля меньше) мы уже разбирали в отдельной статье. И если в 2022 году сохранятся такие же темпы удорожания этой модели, то мы будем фиксировать, я уверен, и дальнейшее пике продаж. Компанию Гранте составил лифтбек Volkswagen Polo, который показал отрицательную динамику продаж по сравнению с 2020 годом – не хватило 11 тысяч 568 проданных автомобилей. Ну а третьем место занял, и это было прогнозируемо, корейский кроссовер Hyundai Creta – в 2021 году он недобрал 5456 проданных экземпляров. Чуть отстал, заняв четвёртую строчку, корейский седан KIA Rio – у него этот показатель составляет 5123 экземпляра. На пятом месте по абсолютному числу уменьшения продаж расположился Volkswagen Tiguan – в 2021 году продажи меньше на 3750 автомобилей по сравнению с 2020 годом.

Далее перечислю другие модели с отрицательным приростом, по мере убывания этого показателя: Renault Sandero (-3652), KIA Sportage (-3221), Renault Logan (-2845), Nissan Qashqai (-1636), Renault Kaptur (-1395), Nissan X-Trail (-1227), Mazda CX-5 (-205).

Выводы

Себе в актив результаты продаж в 2021 году могут занести китайские автомобильные флагманы – Chery, Haval и Geely. Причём применительно к последней можно сказать, что, в сущности, который год мы видим весьма вялотекущий прогресс продаж, тогда как Haval, например, каждый год демонстрирует взрывной рост продаж. Также позитивным фактором можно считать то, что большинство «ходовых» автомобильных марок показали пусть и маленький, но прирост продаж – это LADA, KIA, Hyundai, Renault, Toyota.

А вот компании Volkswagen нужно призадуматься. Потеряна доля рынка, которую ранее занимал седан Polo, ввод в продажу компактного кроссовера Taos по цене, близкой к стоимости Toyota Camry, вряд ли мог привести к чему-то другому кроме провала, а Volkswagen Tiguan за 3 миллиона, при всей моей любви к этой марке, слишком высока относительно уровня автомобиля. В итоге растеряны все козыри, которые ранее имел Volkswagen.

Очень обидно за УАЗ. В 2021 году руководство прямо заявило, что единственно возможное их действие – это поддерживать выпуск уже существующих моделей, а для создания новых или модернизации старых нужны финансы, которых нет.

Другие мои статьи

Анализ результатов продаж новых автомобилей в декабре 2021 года

Доводы за и против приобретения автомобиля марки Haval

Список источников

1. https://aebrus.ru/ru/media/press-releases/sales-of-cars-and-light-commercial-vehicles.php

С уважением, Юрий (kua1102)

Авто
5,66 млн интересуются