Недавно я показывал вам фотографии белоснежного седана ГАЗ-21Р «Волга», который я сфотографировал во время посещения «Олдтаймер Галереи 2021»:
Рядом стояла еще одна очень похожая внешне «Волга», но этот автомобиль экспортный и, к тому же, имеет довольно любопытную историю.
Поэтому я решил, что расскажу вам про него подробнее, а заодно поговорим про отличия экспортных вариантов ГАЗ-21 от обычных.
Автомобиль, который вы наблюдаете на фотографиях, называется ГАЗ-21С «Волга» и относится к «третьей серии» модели.
Буква «С» в индексе модели как раз и обозначает, что мы имеем дело с экспортным вариантом базового автомобиля третьей серии (его мы знаем под обозначением ГАЗ-21Л или 21Р), выпускавшегося в 1965—1970 годах.
Экспортные версии «Волги» имели ряд визуальных и технических отличий, о которых стоит поговорить чуть более подробно.
Экспортные варианты седанов ГАЗ-21 и универсалов ГАЗ-22 в обязательном порядке получали улучшенную внешнюю отделку.
Причём речь идёт не только о ГАЗ-21Р. В разное время экспортные модификации имели различное обозначение: М-21 — Д, Е, К; ГАЗ-21 — М, У, С, УС, ТС.
Экспортный универсал назывался ГАЗ-22Г, а санитарная модификация — ГАЗ-23Б.
Состав комплекта улучшенной отделки немного отличался в зависимости от модели автомобиля.
На вариантах «первой серии» комплект включал только поясной молдинг, а также хромированные молдинги под лобовым и задним стёклами.
На автомобилях «второй серии» добавилась полная хромированная окантовка лобового стекла, состоящая из трёх элементов, и аналогичная окантовка заднего стекла.
Решётка также была хромированная, что отличало экспортные варианты от обычных, у которых передняя решётка окрашивалась в цвет кузова.
Самую богатую отделку получили автомобили «третьей серии», которые вдобавок ко всем уже перечисленным элементам стали оснащать хромированными молдингами по верху передних крыльев (часто их называют «стрелами» за характерную форму), а также на задних крыльях («перья» или «плавники»).
На передних крыльях появились фигурные надписи «Волга», отлитые из цинкового сплава.
А вот решётка радиатора была хромированная на всех автомобилях «третьей серии»: как для СССР, так и для экспортных рынков.
Надо понимать, что модификации с улучшенным оформлением поставлялись не только на экспорт, но и устанавливались на автомобили для внутреннего рынка по специальному заказу на заводе.
Пакет дополнительных декоративных элементов внутри страны был известен как «экспортный хром».
Так что наличие такого пакета не является гаратированным способом отличить экспортный вариант.
Но были ли особенности, характерные только для экспортных автомобилей? Да, были.
Все экспортные «Волги» оснащались форсированными моторами. За счёт повышения степени сжатия для работы на более высокосортном бензине с октановым числом 80, мощность моторов удалось поднять на 5—10 л.с. в зависимости от модификации.
Например, экспортный вариант автомобиля «третьей серии» выдавал 85 лошадиных сил вместо 75 л.с. в стандартной версии.
А еще часть проданных в европейских странах автомобилей оснастили иностранными дизелями. Но это работа импортёра, а не самого ГАЗа.
Что касается истории конкретно этого экземпляра, то он, как я уже писал выше, был сделан в 1965 году и отправлен Всесоюзным Объединением «Автоэкспорт» в Финляндию, где продан импортёром Oy Konela Ab.
В 1974 году автомобиль вернулся обратно в СССР советским гражданином, уехавшим из Финляндии по окончании работы по контракту.
Далее автомобиль активно эксплуатировался в Ленинграде до конца 90-х годов.
Автомобиль попал к текущему владельцу в 2008 году, а к 2010 году он завершил реставрационные работы.
Теперь автомобиль принимает участие в различных выставках и пробегах, даже вновь побывал в Финляндии.