Найти тему

Несуществующий предок: почему история 1,8-литрового двигателя Лады длиннее, чем кажется

Мало кто знает, что на ВАЗе проводилась разработка мотора, объем которого составлял 1,8 литра. В данном случае речь идет не о «Силуэте» из середины 2000-х, а о более раннем проекте. В 1986-1987 годах происходило настоящее противостояние между ВАЗ и АЗЛК за право производить мотор 1,8 литра своей разработки. Как происходила проектировка необычного двигателя и что произошло с проектом?

Идея на миллион

Как известно ранее, на ВАЗе еще в начале 2000-х годов был разработан проект двигателя объемом 1,8 л, но речь сейчас не о «Силуэте», который был представлен на рынке в середине 2000-х гг. В процессе изучения истории «экспериментального» семейства двигателей ВАЗ-320, состоящего из двигателей ВАЗ-320, 321, -322 и -3433. С 1986 по 1987 год происходило противостояние между ВАЗ и АЗЛК за право создать двигатель 1,8 л.

Сведения о том, какой двигатель был получен конструкторами КБПД АЗЛК, очень скудны. Спустя еще некоторое время после окончания истории с этим таинственным мотором (в 1991 году стало ясно, что производство обеспечить невозможно), конструктора АЗЛК все же передали в производство моторы объемом 1,7-1,8 литров. Несколько двигателей были выпущены на Уфимском заводе автомоторов, их индексы: УЗАМ-3317, УЗАМ-3318 и УЗАМ-3313. Тем не менее, эти моторы были лишь расточенными и получившими увеличенный ход, в целом же подобные движки использовали на Москвиче-412, отдача составляла 85-90 лошадиных сил.

-2

Сделать двигатель, который будет работать на уже имеющемся блоке — это хорошая идея. Но они собирались просто расточить цилиндры, сделать их выше и увеличить «колено». Благодаря этому получить на выходе мотор, обладающий оптимальными характеристиками, было бы сложно.

Вопросы идеологии

Конечно, те моторы ни в коей мере не могут считаться родственными новому ВАЗовскому двигателю ВАЗ-21179 в привычном смысле. Это были агрегаты, устанавливаемые продольно, они планировались под заднеприводные и, главным образом, полноприводные автомобили конца 1980-х годов – в отличие от нового двигателя ВАЗ-21179, который имеет «переднеприводную» родословную и вообще разработан на качественно новом уровне.

-3

Эти две истории, с новым ВАЗовским 1,8-литровым мотором и со «старым» того же объёма, объединяет несколько интересных моментов. И первый из них заключается в том, что двигатели середины 1980-х и середины 2010-х были получены по одному и тому же рецепту – если угодно, они родственники не по «архитектуре», а по «идеологии». Дело в том, что в обоих случаях главенствующим требованием при разработке была максимальная привязка к действующему производству, чтобы снизить затраты на освоение.

Тем не менее, во второй половине 1980-х годов ВАЗовским специалистам удалось создать семейство моторов, значительно превосходящее по показателям мощности и крутящего момента и имеющиеся тогда на ВАЗе двигатели, и все более поздние серийные варианты «классического» мотора. В разрабатываемое семейство вошли двигатели объемом 1,8 литра: бензиновый восьмиклапанный ВАЗ-321, 16-клапанный ВАЗ-322 и вихрекамерный дизельный двигатель ВАЗ-3433 с турбонаддувом. «Предтечей» этих моторов считается экспериментальный 1,8-литровый бензиновый восьмиклапанник ВАЗ-320.

-4

В сентябре 1986 года на ВАЗе при Управлении проектирования двигателей (УПД) НТЦ ВАЗа по указанию главного конструктора, Коржова М.А. был создан Временный творческий коллектив (ВТК). В него вошли группы испытателей и технологов завода. Проект находился под наблюдением Комитета по науке и технике. В результате за четыре месяца, с сентября по декабрь 1986-го, удалось разработать, изготовить и провести испытания восьмиклапанных ВАЗ-321, выдать конструкторскую документацию (КД) и приступить к изготовлению деталей для 16-клапанных бензиновых ВАЗ-322, а также полностью закончить КД на дизель ВАЗ-3433.

Как говорят очевидцы, на испытаниях в Димитровградском районе новый двигатель ВАЗ-321, собранный из новых материалов, показал лучшие характеристики по сравнению с предыдущими двигателями: 92 л.с. (67 кВт) при 5 850 об/мин. Так что же произошло в конкурсе? Как мы уже знаем из вышесказанного – победителем стал проект АЗЛК, и потому ВАЗовское семейство двигателей было отправлено в «свободное плаванье». Было ясно и то, куда собранный двигатель может быть поставлен.

Испытания нового двигателя

В конце 1980-х годов на ВАЗе впервые был поставлен мотор на 1,8 литра для серийного производства, он был впервые опробован на прототипе. Летом 1987 г. мотор ВАЗ-320 стал одним из вариантов двигателя для нового поколения Нива ВАЗ-2123 — модели, которая сейчас принадлежит Chevrolet.

При этом мотор прошел испытания в 1988 и 1989 годах и показал себя хорошо: он стал значительно лучше тягаться с другими автомобилями по динамике, а также был дешевле. Было ясно, как именно он может быть использован дальше. Еще через полгода после начала сборки двигателей на заводе «АвтоВАЗ» отдел общей компоновки начал разработку эскизной компоновки систем агрегата, интегрируя 16 клапанник в новую Ниву.

-5

На конец 80-х годов проект был нестабильным, в нем случались перерывы. Новый проект Нивой был постепенно сворачивать в сторону использования старого, недоработанного аппарата хотя рассматривались и довольно экстремально возможные варианты, такие как поперечная установка мотора ВАЗ-2110. В 80-х инженеры и испытатели не сомневались в том, что новая Нива должна быть собрана с новым мотором, однако, спустя 10 лет в серию пошел «классический» восьмиклапанный двигатель.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

#ваз #лада #авто #lada #нива #niva #отечественный автопром

Авто
268,3 тыс интересуются