Как-то так исторически сложилось, что в самом справедливом обществе на свете, это конечно же в кавычках, автомобили были положены лишь партийной верхушке, да самым известным в СССР людям. Среди них были артисты, ученые, передовики производства и спортсмены. Нет, автомобили конечно же выпускались. Тот же Москвич 400 мог себе, чисто теоретически, позволить любой. Но вот возможности МЗМА, а по некоторым данным, в лучшие годы, до 50-и процентов продукции шло на экспорт, конечно обеспечить советских граждан машинами не мог. 21-я Волга, так вообще стоила дороже и достаться могла отнюдь не всем. Немного о ценах на автомобили можно узнать тут.
Но вот, в определенный момент, в #СССР появилась категория особенных граждан. Это были дипломаты, служащие и рабочие, которые волею судеб оказались за границами Родины. И конечно же им платили в валюте той страны в которой они работали. Вот только была одна проблема, По законам Союза иметь счета в иностранной валюте не дозволялось никому. Ну или почти никому. Не рублями же платил сын Генерального секретаря Леонида Брежнева за сафари в Кении. В общем в стране, помимо рубля, появилась еще одна довольно твердая валюта - чеки Внешпосылторга. Именно на них следовало обменивать как наличные, так и безналичные иностранные деньги. Чеки выглядели точно так же как и официальные рубли. Имели защиту и печатались Госбанком СССР.
Человек имевший чеки был почти что королем. Он мог свободно заходить в большие магазины с названием Березка. Ему были доступны почти все блага. От продуктов питания до одежды и техники. Телевизоры, видеомагнитофоны, столь вожделенные джинсы, напитки и любая еда. И конечно же #автомобили. Правда только отечественного производства. Импортную машину можно было купить лишь через УПДК в комиссионном магазине. И конечно же речь шла не о новых машинах. А о моделях с пробегом. Но наши, советские машины там были. Правда вот купить #Жигули или #Волгу можно было не в каждой Березке. Их было всего около двадцати, точнее не вспомню. Располагались они в крупных городах союзного значения, в портовых и промышленных центрах.
Но и это очень важный момент. В стране, в которой нужно было отстоять в очереди до 10 лет, что бы купить новый автомобиль, или заплатив две, а то и три цены, обзавестись подержанным (статья об этом тут), обладатель чеков мог просто прийти в магазин Березка и......нет, не сразу уехать на новенькой "лайбе", а для начала написать заявление и лишь потом, через неделю или месяц, получить вожделенней ордер на покупку. А после этого именно купить машину. Причем это касалось только Запорожцев, Жигулей, Ижей и Москвичей. Ни УАЗов, ни ЛуАЗов там не было. А где же советский "мерседес" Волга #ГАЗ 24 ? Резонно спросите вы. Тут все было сложнее. Даже написав заявление и имея достаточную сумму #купить "волжанку" было не так просто. Считалось, что иметь такой роскошный аппарат могут не все. И даже в Березках эти машины распределялись по специальным спискам. Кстати универсалы ГАЗ 24-02, впрочем как и микроавтобусы РАФ, там не продавались.
Многие считают, что в Березке машины продавались чуть ли не даром. Это совсем не так. Достаточно поискать в интернете рекламные проспекты того времени. Пусть вас не смущают цены. Они, на первый взгляд, указаны в рублях. Но на самом деле это цены именно в тех вожделенных чеках Внешпосылторга. Это каталоги магазина на 1975 год.
Итак Смотрим. Запорожец 968АЭ цена - 4050 рублей. Москвич 426 ИЭ и 427 ИЭ - 5085 и 5565 соотвественно,
Пошли дальше. Продукция ВАЗ. Модель 2101 стоит 5605 рублей или чеков. ВАЗ 2102 - 6035 рублей, а более продвинутая "трешка" уже 7662 рубля.
Волга ГАЗ 24 оценивается в 9193 рубля. Москвич 408/412 стоят 4767,50 и 5135 рублей.
Продавались в Березке не только автомобили, но и мотоциклы. И даже велосипеды, шины и аккумуляторы. Обычному гражданину страны купить тот же комплект шин было почти невозможно.
Кстати цены на все машины были жестко привязаны к розничным ценам в стране. И значит любое повышение стоимости незамедлительно сказывалось на прейскуранте магазина торгующего за чеки. Именно поэтому уже в 1981 году машины стали много дороже. Но. Напомню, в отличие от граждан чеков не имеющих, люди купившие их в Березке не должны были ждать машину годами. Кстати, а знаете сколько зарабатывало государство на продаже автомобилей в СССР? Нет? Тогда читайте об этом тут.