Найти тему
АвТОгус

Про автомобили из магазина "Березка". Или сколько стоили советские машины в чеках Внешпосылторга?

Как-то так исторически сложилось, что в самом справедливом обществе на свете, это конечно же в кавычках, автомобили были положены лишь партийной верхушке, да самым известным в СССР людям. Среди них были артисты, ученые, передовики производства и спортсмены. Нет, автомобили конечно же выпускались. Тот же Москвич 400 мог себе, чисто теоретически, позволить любой. Но вот возможности МЗМА, а по некоторым данным, в лучшие годы, до 50-и процентов продукции шло на экспорт, конечно обеспечить советских граждан машинами не мог. 21-я Волга, так вообще стоила дороже и достаться могла отнюдь не всем. Немного о ценах на автомобили можно узнать тут.

Магазин Автомобили. Фотография сайта drive2.ru
Магазин Автомобили. Фотография сайта drive2.ru

Но вот, в определенный момент, в #СССР появилась категория особенных граждан. Это были дипломаты, служащие и рабочие, которые волею судеб оказались за границами Родины. И конечно же им платили в валюте той страны в которой они работали. Вот только была одна проблема, По законам Союза иметь счета в иностранной валюте не дозволялось никому. Ну или почти никому. Не рублями же платил сын Генерального секретаря Леонида Брежнева за сафари в Кении. В общем в стране, помимо рубля, появилась еще одна довольно твердая валюта - чеки Внешпосылторга. Именно на них следовало обменивать как наличные, так и безналичные иностранные деньги. Чеки выглядели точно так же как и официальные рубли. Имели защиту и печатались Госбанком СССР.

Чеки Внешпосылторга. Номинал от одной копейки до 250 рублей. Фотография сайте festima.ru
Чеки Внешпосылторга. Номинал от одной копейки до 250 рублей. Фотография сайте festima.ru

Человек имевший чеки был почти что королем. Он мог свободно заходить в большие магазины с названием Березка. Ему были доступны почти все блага. От продуктов питания до одежды и техники. Телевизоры, видеомагнитофоны, столь вожделенные джинсы, напитки и любая еда. И конечно же #автомобили. Правда только отечественного производства. Импортную машину можно было купить лишь через УПДК в комиссионном магазине. И конечно же речь шла не о новых машинах. А о моделях с пробегом. Но наши, советские машины там были. Правда вот купить #Жигули или #Волгу можно было не в каждой Березке. Их было всего около двадцати, точнее не вспомню. Располагались они в крупных городах союзного значения, в портовых и промышленных центрах.

Каталог техники магазина Березка. Фотография сайта drive2.ru
Каталог техники магазина Березка. Фотография сайта drive2.ru

Но и это очень важный момент. В стране, в которой нужно было отстоять в очереди до 10 лет, что бы купить новый автомобиль, или заплатив две, а то и три цены, обзавестись подержанным (статья об этом тут), обладатель чеков мог просто прийти в магазин Березка и......нет, не сразу уехать на новенькой "лайбе", а для начала написать заявление и лишь потом, через неделю или месяц, получить вожделенней ордер на покупку. А после этого именно купить машину. Причем это касалось только Запорожцев, Жигулей, Ижей и Москвичей. Ни УАЗов, ни ЛуАЗов там не было. А где же советский "мерседес" Волга #ГАЗ 24 ? Резонно спросите вы. Тут все было сложнее. Даже написав заявление и имея достаточную сумму #купить "волжанку" было не так просто. Считалось, что иметь такой роскошный аппарат могут не все. И даже в Березках эти машины распределялись по специальным спискам. Кстати универсалы ГАЗ 24-02, впрочем как и микроавтобусы РАФ, там не продавались.

Каталог  магазина Березка. Фотография сайта drive2.ru
Каталог магазина Березка. Фотография сайта drive2.ru

Многие считают, что в Березке машины продавались чуть ли не даром. Это совсем не так. Достаточно поискать в интернете рекламные проспекты того времени. Пусть вас не смущают цены. Они, на первый взгляд, указаны в рублях. Но на самом деле это цены именно в тех вожделенных чеках Внешпосылторга. Это каталоги магазина на 1975 год.

Итак Смотрим. Запорожец 968АЭ цена - 4050 рублей. Москвич 426 ИЭ и 427 ИЭ - 5085 и 5565 соотвественно,

Каталог техники магазина Березка. Фотография сайта drive2.ru
Каталог техники магазина Березка. Фотография сайта drive2.ru

Пошли дальше. Продукция ВАЗ. Модель 2101 стоит 5605 рублей или чеков. ВАЗ 2102 - 6035 рублей, а более продвинутая "трешка" уже 7662 рубля.

Каталог техники магазина Березка. Фотография сайта drive2.ru
Каталог техники магазина Березка. Фотография сайта drive2.ru

Волга ГАЗ 24 оценивается в 9193 рубля. Москвич 408/412 стоят 4767,50 и 5135 рублей.

Каталог техники магазина Березка. Фотография сайта drive2.ru
Каталог техники магазина Березка. Фотография сайта drive2.ru

Продавались в Березке не только автомобили, но и мотоциклы. И даже велосипеды, шины и аккумуляторы. Обычному гражданину страны купить тот же комплект шин было почти невозможно.

Каталог техники магазина Березка. Фотография сайта drive2.ru
Каталог техники магазина Березка. Фотография сайта drive2.ru

Кстати цены на все машины были жестко привязаны к розничным ценам в стране. И значит любое повышение стоимости незамедлительно сказывалось на прейскуранте магазина торгующего за чеки. Именно поэтому уже в 1981 году машины стали много дороже. Но. Напомню, в отличие от граждан чеков не имеющих, люди купившие их в Березке не должны были ждать машину годами. Кстати, а знаете сколько зарабатывало государство на продаже автомобилей в СССР? Нет? Тогда читайте об этом тут.

Авто
5,66 млн интересуются