Найти тему
СамЭлектрик.ру

Почему горит контактор? Подключаем неизвестный двигатель за 5 шагов.

Оглавление

2 января нужно было запустить двигатель. На шильдике мощности нет, но примерно сказали 30кВт. Рабочий ток мерил клещами 47А.


Такой вопрос поступил от читателя в сообществе СамЭлектрик.ру в ВК. Вот ссылка на этот пост:
https://vk.com/wall-109281259_12711


До меня были пьяные электрики и подключали до нового года. При подключении спалил 3 магнитных пускателя, все были на 63А, и все провода в щите. Я стал рассчитывать и вышло что пускатель нужен с запасом на 100А.
Подскажите правильно я посчитал? Двигатель подключен треугольником.

Предложил сделать звезда треугольник, так как большие движки запускал именно по такой схеме, тем более тут можно (380/660) говорят очень дорого получается. Вот и решил поинтересоваться у спецов.

Вот что есть:

Как собран шкаф 2 января
Как собран шкаф 2 января
Треугольный двигатель
Треугольный двигатель
Пускатель. Напряжение катушки неизвестно.
Пускатель. Напряжение катушки неизвестно.

Пусковой ток 400А Ток рабочий по фазам 51---59---61 ампер Запустился двигатель 2 раза и всё. Включаешь, катушка втягивает и тут же отбивает. И больше двигатель не запустился. Мои соображения следующие т.к катушка на пускателе на 220в ей просто не хватает напряжения. Если я поставлю пускатель с катушкой на 380в не будет такой просадки. Ваше мнение.

Ответ по подключению двигателя.

Отвечаю на вопрос.

Для начала проанализируем исходные данные.

  • Номинальная мощность 30 кВт (это не точно), рабочий ток 47 А, двигатель в треугольнике.

Похоже на правду. Такие движки в 90% имеют питающее напряжение 380/660 В (Треугольник/Звезда), поэтому для прямого пуска через контактор (пускатель) нужен треугольник.

Двигатель 380/660В, включен в треугольник. Подходит для запуска напрямую, через УПП и ПЧ
Двигатель 380/660В, включен в треугольник. Подходит для запуска напрямую, через УПП и ПЧ

Номинальный ток оценить очень просто: нужно номинальную мощность в кВт (P2, указанную на шильде или предполагаемую) умножить на 2. Получаем: 30 х 2=60 А.

Поскольку рабочая мощность (и мощность на холостом ходу) всегда должна быть меньше, то и рабочий ток всегда меньше номинала, иначе неизбежен перегрев. Измеренный рабочий ток 47 А < 60 А, похоже на правду.

Как читатель спалил 3 пускателя и все провода в щите - для меня загадка. И что значит "спалил"? Подгорели или слиплись контакты? Сгорела катушка? Не понятно.

Далее рассказываю, как бы я поступил на месте читателя.

Стоит сказать, что по этой теме у меня на канале много статей, кто хочет углубиться в тему - для вас ссылки оставлю в конце статьи.

Методика подключения неизвестного двигателя

1. Для начала, нужно убедиться в исправности двигателя.

Для этого можно измерить омметром (для двигателей больших мощностей лучше - миллиомметром) сопротивление обмоток. Их нужно отключить (один конец), чтобы они не влияли друг на друга. Сопротивления всех трех обмоток должны быть одинаковы. Отклонение - не более 10%

Проверить замыкание на корпус и между обмотками. Можно омметром, лучше мегаомметром. В любом случае должно быть "бесконечность". Точнее, несколько МОм.

Прокрутить вручную вал двигателя без нагрузки. Он должен крутиться легко, без заклиниваний и треска. Иначе - нужно менять подшипники. Не поменять - на номинальной мощности движок использовать не получится.

Но основании этих нехитрых манипуляций можно предварительно сказать, что движок рабочий.

2. Убеждаемся в надежности

Прямой пуск таких мощных двигателей, (особенно если не известно, исправны ли они, и какие у них параметры) - испытание оборудования и электросети на механическую и электрическую прочность.

Двигатель должен быть надежно закреплен и подключен.

У меня однажды ускакал, оборвав провода, плохо закрепленный двигатель на 2,2 кВт с голым валом.

На его валу ничего не должно быть - первый запуск должен быть холостым (облегченным, без нагрузки).

Пусковой ток такого двигателя - сотни ампер, и длится на холостом ходу 2-3 с. Нужно быть готовым к неприятным аудиовизуальным эффектам, значительному проседанию напряжения, и срабатыванию защиты.

Знаю, сейчас многие комментаторы начали писать о том, что 30 кВт - мелочь, и они каждый день подключают мегаваттные двигатели.

Проверяем ещё раз схему подключения и начало/конец обмоток.

Вопрос для внимательных читателей: на фото двигатель 1,5 кВт, 220/380В. Будет ли он работать в такой конфигурации при линейном напряжении 380В?
Вопрос для внимательных читателей: на фото двигатель 1,5 кВт, 220/380В. Будет ли он работать в такой конфигурации при линейном напряжении 380В?

3. Обеспечиваем защиту

Не знаю, о каком расчете говорит читатель, но расчет тут нужен только по защите. Если для подачи питания используется контактор (пускатель), то его номинальный ток (АС-3) должен быть заведомо больше номинала двигателя.

Для первого пуска на холостом ходу вполне подойдет контактор с номиналом 63 А. Его можно оставить и для штатной работы, если пуски нечастые, пусковой ток невелик, а рабочий ток менее 55 А. И нужно сэкономить)

Защита от перегрузки по току обязательно должна быть. Как я понял, у читателя её нет.

Я обычно предусматриваю двухуровневую защиту. Первый уровень обычно есть по умолчанию - это вводной автомат на вводе питания в цех, мастерскую, станок. Это "жёсткая" защита, которая отработает в случае крайне тяжелого пуска или КЗ. Как правило, в этом случае срабатывает электромагнитный расцепитель.

Второй уровень - тепловое реле (типа РТЛ) или мотор-автомат (автомат защиты двигателя). Об этих устройствах рассказано в статьях:

Это более мягкая и точная защита, основанная на тепловом расцепителе, который должен выдержать нормальные пусковые токи.

Уставка защиты - не более номинального тока двигателя (мы предположили 60 А). В данном случае перед первым пуском я бы поставил 53-57 А.

4. Первый пуск и обкатка

В первый раз для проверки двигателя не обязательно собирать схему, по которой он будет работать в дальнейшем. Двигатель можно запустить посредством автоматического выключателя или автомата защиты двигателя (кстати, другое его название - ручной пускатель).

Даже если будет перегрузка или КЗ в момент пуска, рука, поворачивающая (нажимающая) рычаг, влияние не окажет - в любом случае цепь питания разомкнется. Это не относится к рубильникам и выключателям нагрузки.

Можно запускать и через контактор, используя дистанционное управление. Запуск через РТЛ (кнопкой сброса) не рекомендую.

В любом случае, нужно предпринять меры электрической и личной безопасности, о которых я писал выше.

После подачи питания (трехфазное, 380В), если не сработала защита, нужно сразу измерить токи по всем трем фазам. Они не должны отличаться более чем на 10%. Желательно мерить ток при пуске. Если есть возможность - узнать пусковой ток (в некоторых токовых клещах есть режим Inrush).

Далее двигатель не выключать, и контролировать мягкость его хода, токи и нагрев. После 5-10 минут работы двигатель не должен заметно нагреться. Температура корпуса не должна подняться более чем на 5 гр. (напоминаю, мы говорим о холостом ходе)

Что делать, если при первом пуске сработала защита? Нужно подождать несколько минут, чтобы остыла тепловая защита, и поставить уставку чуть выше номинала. В данном случае - на 62...65...70 А. Такой экстремальный пуск позволит сделать выводы - как поступить дальше.

Если при такой уставке движок запустится, нужно поступить как я писал выше - измерить токи и контролировать температуру. Возможно, эти токи будут нормальными - ведь номинала мы не знаем!

Если после повышения уставки защита выбьет снова, есть два варианта: 1) повышать уставку опять, на свой страх и риск, 2) сделать вывод, что двигатель неисправен - возможно, нужно более детально проверить целостность его обмоток, либо отдать специалистам на вскрытие и перемотку.

5. Плавный пуск и управление

Прямой пуск мощного двигателя через контактор - не хорошо.

-6

В зависимости от механики привода и состояния питающей сети вопрос плавного пуска стоит более или менее остро.

Отказ от прямого пуска через контактор позволит уменьшить пусковой ток и пощадить привод.

Самый простой путь - использовать схему "Звезда-треугольник", которой нужен не 1, а 3 контактора. Кстати, напряжение 660 В для этой схемы не нужно)

Более современные и технологичные способы - устройство плавного пуска (УПП, или софтстартер) и преобразователь частоты (ПЧ).

В любом случае, в процессе работы под нагрузкой нужно периодически проверять токи и температуру двигателя.

Вычисляем по габаритам

Точнее можно сказать, какой перед нами двигатель, только сопоставив ВСЕ габаритные размеры со справочными. Например, я пользовался "Асинхронные электродвигатели серии 4А" Энергоатомиздат Кравчик А.Э.,Шлаф М.М., Афонин В.И., Соболенская Е.А.

А именно: диаметр вала, высота оси, и другие размеры.

Рекомендация от производителя:

https://www.szemo.ru/press-tsentr/article/podgotovka-k-pervomu-pusku-elektrodvigatelya/

Обращение к читателям. Если есть что сказать по теме подключения двигателей с неизвестными параметрами, прошу в комментарии! Я по этой теме уже высказывался ранее:

Статьи по теме двигателей на канале СамЭлектрик.ру

------------------------------------

Статья заинтересовала? Лайк, подписка, комментарий!

СамЭлектрик.ру
СамЭлектрик.ру

Подписывайтесь на Дзен СамЭлектрик.ру и заходите на блог www.SamElectric.ru !

Внимание! Автор не гарантирует, что всё написанное на этой странице - истина. За ваши действия и за вашу безопасность ответственны только вы!

Пожалуйста, будьте вежливы и уважайте мнение автора и читателей!

#электрика #подключение #электромонтаж #подключение #электродвигатель

Авто
5,66 млн интересуются