Найти тему
История транспорта

Эксплуатация Ту-154 на Северном Кавказе

Имеющиеся в распоряжении Северо-Кавказского управления гражданской авиации самолеты Ту-124 и Ту-134 уже к середине семидесятых годов не стали справляться с возросшим пассажиропотоком в аэропорты региона. Поэтому с конца 1975 года Министерством гражданской авиации СССР было принято решение о начале пассажирской эксплуатации Ту-154 взамен Ту-124 в Минеральных Водах и в дополнение к Ту-134 в Ростове на Дону. При этом ВПП и аэродромные службы аэропорта Минеральные Воды с 1972 года на регулярной основе принимали Ту-154 других управлений страны, а для приема «полтинника» в Ростове потребовалась реконструкция взлетно-посадочной полосы, которая и была проведена в 1976 — 1977 годах. По результатам реконструкции государственной комиссией 27 октября 1977 года аэропорт Ростов на Дону допущен к приему и обслуживанию самолетов типа Ту-154.

Месяцем раньше, 8 сентября 1977 года 209-й Минераловодский авиаотряд получил в свое распоряжение первый Ту-154Б-1 СССР-85231. 26 октября получен второй Ту-154Б-1 СССР-85237. В течение сентября и октября производились тренировочные полеты в районе аэродрома, а 3 ноября 1977 года минераловодскими авиаторам был выполнен первый самостоятельный рейс 1242/1241 по расписанию по маршруту Минеральные Воды — Москва (Внуково). Этим же рейсом с 3 ноября стал выполняться рейс 1183/1184 Москва (Внуково) — Ростов на Дону по следующей схеме: Минводы — Москва — Ростов — Москва — Минводы. Первый рейс был выполнен на Ту-154Б-1 СССР-85231.

Минераловодский Ту-154Б-1 СССР-85237 на перроне аэропорта Ростов во время выполнения одного из первых рейсов, 1977 год. Источник фото: aviaforum.ru, пользователь ARIA.
Минераловодский Ту-154Б-1 СССР-85237 на перроне аэропорта Ростов во время выполнения одного из первых рейсов, 1977 год. Источник фото: aviaforum.ru, пользователь ARIA.

В первой половине 1978 года 209-й отряд получил ещё три новых Ту-154Б-1, регистрационные номера СССР-85253, -85264 и -85273. Что позволило открыть на «сто пятьдесят четвертом» несколько новых направлений взамен уходящих на «пенсию» Ту-124: 17 февраля 1978 года запущен рейс 6339/40 Минеральные Воды — Уфа, 17 апреля 1978 года — рейс 6327/8 Минеральные Воды — Омск,

1 июня 1978 года — Минеральные Воды — Киев. По состоянию на пиковый месяц летней навигации 1978 года — август, пять минераловодских Ту-154Б-1 выполняли тринадцать рейсов: 1210, 1212, 1216, 1218, 1222, 1226, 1228 из Минеральных Вод в московский аэропорт Внуково, 6327 в Омск, 6331 в Тюмень, 6339 в Уфу, 6401 в Целиноград, 7348 в Киев также рейс 1201/1202 Москва (Внуково) — Ростов на Дону.

Ту-154Б-1 СССР-85264 на стоянке номер 8 у терминала аэропорта Минеральные Воды, 1978 год. Кадры кинохроники тех лет.
Ту-154Б-1 СССР-85264 на стоянке номер 8 у терминала аэропорта Минеральные Воды, 1978 год. Кадры кинохроники тех лет.

7 сентября 1978 года 209-й отряд получил последний Ту-154Б-1, СССР-85293, а уже с октября 1978 года в Минеральные Воды стали поступать новые Ту-154Б-2. До конца 1978 года пришло четыре «Б-2»: СССР-85303, -85305, -85307 и -85309. Все эти поступившие с КуАЗа самолеты были в компоновке на 180 пассажирских кресел без буфета-кухни. Их стали ставить на самые загруженные маршруты малой протяженности: в Москву, Киев, а также из Москвы в Ростов на Дону.

Ту-154Б-2 СССР-85307 и СССР-85393 в базовом аэропорту Минеральные Воды, конец восьмидесятых годов. Скан с открытки тех лет.
Ту-154Б-2 СССР-85307 и СССР-85393 в базовом аэропорту Минеральные Воды, конец восьмидесятых годов. Скан с открытки тех лет.

Параллельно шло обучение летного и технического персонала в 77-м ростовском авиаотряде. Первоначально ростовчане использовали минераловодские Ту-154 методом кооперации, а в декабре 1978 года стали получать и свой собственный флот. Первыми были 180-местные Ту-154Б-2 СССР-85306 и 85308. Чуть позже из Минеральных Вод в Ростов передали 85305 и 85309.

180-местный Ту-154Б-2 СССР-85305, начало восьмидесятых годов. Источник фото: aviaforum.ru.
180-местный Ту-154Б-2 СССР-85305, начало восьмидесятых годов. Источник фото: aviaforum.ru.

Также и коллеги-минераловодцы, ростовчане по расписанию 1979 года поставили свои машины в первую очередь на направления Ростов — Москва и Ростов — Ленинград, заменив на нем менее вместительные Ту-134 и Ту-134А, а также на рейс Москва (Внуково) — Грозный.

Ростовский Ту-154Б-2 СССР-85437 на перроне аэропорта Грозный перед выполнением рейса Грозный — Ленинград, начало восьмидесятых годов. Источник фото: группа в соцсети «Одноклассники», посвященная грозненскому авиапредприятию.
Ростовский Ту-154Б-2 СССР-85437 на перроне аэропорта Грозный перед выполнением рейса Грозный — Ленинград, начало восьмидесятых годов. Источник фото: группа в соцсети «Одноклассники», посвященная грозненскому авиапредприятию.

В начале 1981 года аэропорт города Ставрополя был допущен к приему и обслуживанию самолетов Ту-154. Первый технический рейс в Ставрополь выполнил минераловодский самолет и экипаж С 10 марта 1981 года введен регулярный рейс 1255/1256 Москва (Внуково) — Ставрополь на Ту-154, который заменил на этом направлении устаревающий Ил-18. С 15 апреля, в преддверии летней навигации, введен второй рейс из Москвы в Ставрополь, 1257/1258. Два месяца эти рейсы обслуживал 209-й минераловодский отряд. В дальнейшем для удобства оборота воздушных судов направление Москва — Ставрополь перешло к Внуковскому авиапредприятию, а минераловодские самолеты направлены на удовлетворение потребностей в пассажирских перевозках в города Кавминвод.

Новой страницей в истории Северо-Кавказского управления стал допуск аэропорта Минеральные Воды к приему и обслуживанию международных рейсов. Это произошло в 1980 году в преддверии начала XXII Олимпийских игр в Москве. Параллельно авиаторы 209-го и 77-го отрядов проходили обучение для самостоятельной работы на международных воздушных линиях. В 1980 году СКУ ГА стало четвертым в стране после ЦУ МВС, Ленинградского и Украинского управлений, допущенных к работе на зарубежных трассах. В этом году в Минеральных Водах создана международная авиаэскадрилья Ту-154. С 1980 года минводские Ту-154 стали выполнять из курортного города Сочи рейсы в Берлин, а в 1981 году на международные трассы вышли и ростовчане. В 1981 году были открыты рейсы Сочи — Лейпциг и Сочи - Прага. Распределение труда было следующим: рейсы в Германскую Демократическую Республику были закреплены за минераловодцами, а рейсы в столицу братской Чехословакии — за ростовчанами.

Минераловодский Ту-154Б-2 СССР-85382 на перроне берлинского аэропорта «Шенефельд», середина восьмидесятых годов. Источник фото — группа в соцсети «Одноклассники», посвященная авиации Ставрополья.
Минераловодский Ту-154Б-2 СССР-85382 на перроне берлинского аэропорта «Шенефельд», середина восьмидесятых годов. Источник фото — группа в соцсети «Одноклассники», посвященная авиации Ставрополья.
Ростовский Ту-154Б-2 СССР-85527 в аэропорту столицы Чехословакии Праге, примерно 1983 год.
Ростовский Ту-154Б-2 СССР-85527 в аэропорту столицы Чехословакии Праге, примерно 1983 год.

В конце 1981 года седьмой аэропорт Северо-Кавказского управления гражданской авиации — Орджоникидзе, первая очередь реконструкции которого завершилась к этому времени, был допущен к приему и обслуживанию самолетов типа Ту-154. 26 декабря 1981 года в аэропорту совершил техническую посадку Ту-154Б-2 под управлением ростовского экипажа во главе с командиром корабля А.А. Алениным и технической комиссией СКУ ГА во главе с начальником управления В.С. Замятиным. В составе комиссии были также заместитель начальника управления Г.А. Жидков, командир ростовского объединенного авиаотряда Л.Н. Гуров. Полеты Ту-154 с пассажирами по расписанию начались из аэропорта Орджоникидзе в феврале 1982 года.

В 1984 году к международным рейсам добавились рейсы Сочи — Дрезден (выполнял 209-й ло) и Сочи — Братислава (выполнял 77-й ло). В 1985 ранее выполнявшийся ростовчанами на Ту-134 рейс Сочи — Будапешт в связи с большим пассажиропотоком перевели на обслуживание самолетами типа Ту-154.

Ту-154Б-2 СССР-85373 209-го авиаотряда во время выполнения первого технического рейса в аэропорт Махачкала, 1986 год.
Ту-154Б-2 СССР-85373 209-го авиаотряда во время выполнения первого технического рейса в аэропорт Махачкала, 1986 год.
Минераловодский Ту-154Б-2 СССР-85393 совершил посадку в свердловском аэропорту «Кольцово», апрель 1988 года. Автор фото — ПСП, источник aviaforum.ru.
Минераловодский Ту-154Б-2 СССР-85393 совершил посадку в свердловском аэропорту «Кольцово», апрель 1988 года. Автор фото — ПСП, источник aviaforum.ru.

В 1977 — 1991 гг в Северо-Кавказское управление, как с завода, так и из других подразделений Аэрофлота СССР поступали Ту-154 модификаций «Б-1» и «Б-2». Первый и последний за историю СКУ ГА СССР Ту-154М с бортовым номером СССР-85715 прибыл в Минеральные Воды в конце декабря 1991 года, буквально за несколько дней до развала СССР. Всего же за это время через авиаотряд №209 прошло 22 Ту-154, через авиаотряд №77 — 17 Ту-154.

Ту-154Б-2 СССР-85494, прибывший из Минеральных Вод. Аэропорт Ульяновск, 1991 год.
Ту-154Б-2 СССР-85494, прибывший из Минеральных Вод. Аэропорт Ульяновск, 1991 год.

Справочные данные:

Допуск аэропортов СКУ ГА к приему и обслуживанию Ту-154

Минеральные Воды с 1971 г.

Сочи (Адлер) с 1972 г.

Анапа с 1976 г.

Ростов на Дону с 1977 г.

Грозный с 1978 г.

Ставрополь с 1981 г.

Орджоникидзе с 1982 г.

Астрахань с 1982 г.

Краснодар с 1984 г.

Махачкала с 1986 г.

Волгоград с 1988 г.

Список Ту-154 всех модификаций, когда-либо работавших в Минераловодском ОАО с 1977 по 1991 гг:

85226, 85231, 85237, 85253, 85264, 85273, 85293, 85303, 85305, 85307, 85309, 85329, 85330, 85340, 85371, 85373, 85382, 85388, 85393, 85457, 85494, 85715.

Список Ту-154 всех модификаций, когда-либо работавших в Ростовском ОАО с 1978 по 1991 гг:

85295, 85305, 85306, 85308, 85309, 85400, 85409, 85414, 85425, 85435, 85436, 85437, 85452, 85454, 85469, 85495, 85527.

Хронология открытия рейсов СКУ ГА из Минеральных Вод:

Направление/годы работы

Барнаул 1982 -

Брест 1990 -

Варшава 1989 -

Дрезден 1989 -

Караганда 1982 - 1985

Кемерово 1982 -

Киев 1978 -

Кустанай 1982 -

Львов 1990 -

Москва (Внуково) 1978 -

Нижневартовск 1983 -

Норильск через Пермь 1980

Норильск через Свердловск 1980 -

Одесса 1979 -

Омск 1978 -

Пермь 1984 -

Самарканд 1980 -

Свердловск 1984 -

Семипалатинск через Актюбинск 1979, 1982 -

Сочи 1982 -

Сургут 1983 -

Томск 1982 -

Тюмень 1978 -

Ульяновск 1991 -

Усть-Каменогорск через Актюбинск 1980 - 1981

Усть-Каменогорск через Кустанай 1979 -

Уфа 1978 -

Целиноград 1978 -

Челябинск 1984 -

Чита через Уфу, Павлодар 1980 -1981

Чита через Павлодар 1982 -

Шевченко 1984 -

Якутск через Уфу, Братск 1980 - 1983

Хронология открытия рейсов СКУ ГА из Ростова на Дону:

Направление/годы работы

Алма-Ата через Кустанай 1988 -

Баку 1980

Ленинград 1979 -

Иркутск через Барнаул 1982 -

Иркутск через Кемерово 1982 -

Краснодар 1986 -

Кустанай 1991 -

Львов 1988 -

Москва (Внуково) 1977 -

Мурманск 1982 -

Новосибирск через Уфу 1980 - 1981, 1984 -

Новосибирск 1982 -

Норильск через Пермь 1984 -

Одесса 1984 -

Пермь 1982 -

Сочи 1982 -

Симферополь 1984 - 1987

Ташкент 1985 -

Тюмень 1984 - 1990

Тюмень, обратно через Оренбург 1991 -

Хабаровск через Челябинск, Иркутск 1983 - 1987

Хабаровск через Челябинск, Братск 1988 -

Чита через Оренбург, Кемерово 1988 -

Чита через Оренбург, Барнаул 1988 -

Хронология открытия рейсов СКУ ГА из Сочи:

Направление/годы работы

Берлин (209-й ло) 1980 -

Братислава (77-й ло) 1984 -

Будапешт (77-й ло) 1985 -

Дрезден (209-й ло) 1984 -

Лейпциг (209-й ло) 1981 -

Прага (77-й ло) 1981 -

Хронология открытия рейсов СКУ ГА из Ставрополя:

Направление/годы работы

Москва (Внуково) (209-й ло) 1981

Хронология открытия рейсов СКУ ГА из Грозного:

Направление/годы работы

Ленинград (77-й ло) 1982 -

Москва (Внуково) (77-й ло) 1980-1983

Хронология открытия рейсов СКУ ГА из Орджоникидзе:

Направление/годы работы

Ленинград (77-й ло) 1983 -

Хронология открытия рейсов СКУ ГА из Краснодара:

Направление/годы работы

Нижневартовск (77-й ло) 1986 -

Новый Уренгой через Ростов, вахта (77-й ло) 1991 -

Хронология открытия рейсов СКУ ГА из Махачкалы:

Направление/годы работы

Ленинград (77-й ло) 1987 -

Спасибо за внимание!