Найти в Дзене
ПОД СТУК

Танк-паровозы - что это за паровозы такие и почему их так прозвали, ведь на военную технику они не похожи.

Оглавление

Приветствую вас в Новом, 2022 году, уважаемые подписчики и гости моего канала! В этой статье вспомним паровозы, а точнее одну их разновидность - танк-паровоз. На первый взгляд название вызывает вполне очевидные вопросы, ведь слово танк ассоциируется с бронированной боевой машиной, оснащённой пушечным и пулемётным вооружением. Быть может, танк-паровоз - это танк, в привычном понимании, но только на железнодорожных колёсах и паровом ходу?

trainpix.org | Автор: Nosferatu
trainpix.org | Автор: Nosferatu

На самом деле нет. Дело в том, что английское слово tank обозначает резервуар для жидкости или топлива. Кстати, изначально англичане так называли те самые боевые машины Первой Мировой войны из соображений секретности, чтобы вражеская разведка думала, что перевозят резервуары или баки. И уже после первого применения танков в 1916, всем стало понятно, что резервуары умеют передвигаться и стрелять. Однако название «танк» отлично прижилось. Но, вернемся к паровозам.

Чем танк-паровоз отличается от обычного паровоза?

Под классическим паровозом чаще всего понимают сам паровоз и прицепленный к нему тендер. Тендер - это специальный вагон, который прицепляется непосредственно к паровозу, и в котором перевозится топливо (чаще всего уголь) и вода.

Паровоз серии «Л» с тендером
Паровоз серии «Л» с тендером

А вот у танк-паровозов тендера нет, поэтому их ещё называют тендер-паровозами, ну или, совсем просто и понятно - бестендерными паровозами. Всё это означает, что весь запас воды и топлива должен перевозится прямо на локомотиве.

Резервуары для хранения воды и топлива размещали либо сбоку от котла, в таком случае это были боковые танки, либо сверху котла - седельные танки, либо под котлом - рамные танки.

Боковые танки
Боковые танки
Седельные танки
Седельные танки

Эти резервуары старались размещать как можно ближе к центру масс локомотива, что позволяло добиться равномерного распределения нагрузки по осям.

Для чего применялись танк-паровозы?

Очевидно, что в качестве магистрального паровоза, танк-паровоз себя вряд ли хорошо покажет. Обусловлено это довольно ограниченным запасом угля и воды. В отдельный вагон, то есть тендер, влезает то гораздо больше. По этой причине танк-паровозы, в основном, использовались в маневровой работе, либо в пассажирском движении на пригородных направлениях, до появления первых электричек.

Отдельно хочу остановится как раз пригородном сообщении, с маневровой то работой всё, в принципе, понятно. Дело в том, что на пригородных линиях было большое количество станций, не сильно удалённых друг от друга.

Именно это и позволяло использовать танк-паровоз в качестве магистрального локомотива. Пассажирские танк-паровозы выпускались до 1914 года и в 20х годах стали вытесняться пришедшей им на смену мотор-вагонной тягой (начиная с Ср3 и так далее).

-5

Отечественный танк-паровоз 9П

Вот об этой технике считаю важным рассказать поподробнее. Он был разработан в 1934-1935 и уже в 1935, на Коломенском Машиностроительном заводе, был построен первый опытный локомотив. А в следующем году было построено уже 55 единиц. Ну а в итоге, в период с 1935 по 1957 год было построено чуть больше 3000 единиц этой техники.

Паровоз строился по схеме 0-3-0 и тут есть одна, весьма интересная, деталь. У средней оси на колёсах нет реборд (гребней), что позволяло паровозу проходить кривые малого радиуса, которых было много на внутризаводских путях. А и да, этот танк-паровоз использовался в маневровой работе.

Этих паровозов построили настолько много, что они есть во многих музеях железнодорожного транспорта разных городов Российской Федерации и СНГ. И не только в музеях, в большей части городов они стоят как памятники вблизи станций, депо или профильных учебных заведений.

-6

Достоинства и недостатки танк-паровозов

Ну и напоследок, давайте поговорим о том, чем были хороши танк-паровозы, а чем плохи. Начнём с хорошего, что ли.. Ну, во-первых, танк-паровозы, по понятным причинам (отсутствие тендера) были более компактными, что позволяло им работать на участках, где путь имеет сложный профиль: горные дороги, подъездные пути предприятий и населённые пункты.

Во-вторых, танк-паровозы прекрасно подходили для маневровой работы по той причине, что одинаково хорошо идут как вперёд, так и назад. Это позволяло сэкономить место и ресурсы, так как не было необходимости строить треугольники, поворотные круги и уж, тем более, петли. А ещё, благодаря отсутствию тендера, машинист имеет хороший обзор сзади.

-7

Ну и недостатки тоже разумеется были. Как и отметил ранее, танки тендер полноценно, конечно, не заменят. Поэтому у танк-паровозов априори куда меньший запас топлива и воды, что ограничивало их применение маневровой работой и пригородными перевозками.

А ещё, у танк-паровозов нестабильный сцепной вес. Дело в том, что масса паровоза (а вместе с ней и сцепной вес) становится меньше по мере расходования воды и угля. А чем меньше сцепной вес, тем менее груженый состав может вести паровоз. А это важно как на грузовом движении (правда там танк-паровозы нечасто использовались), так и при маневровой работе. То есть получается, что в идеале локомотив должен был быть всегда заправлен «под завязку».

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-8