На советских стройках много работали пневмоколесные краны, которые занимались монтажными работами. Одним из самых больших производителей такой техники являлся завод имени Январского восстания в Одессе.
Во второй половине 40-х завод выпустил опытный прототип крана К-101, за основу которого взяли самоходную трехосную тележку. Поворотную платформу взяли у экскаватора Э-505. Машина грузоподъемностью 10 тонн получила стрелу в 10 метров (или удлиненную 18 метров). Привод задних осей тележки и механизмов крана являлся механическим и взаимодействовал с 89-сильным дизелем. В 1950 году завод создал более совершенную модель К-102 с измененной конструкцией задней тележки. Кран оснастили 10-метровой стрелой, но могли комплектовать и 18-метровой. Именно К-102 стал начальным пневмоколесным серийным краном в СССР, но он не мог в полной мере удовлетворить потребности строительной отрасли.
Страна нуждалась в новых машинах, и в 1952 году в Одессе выпустили К-252 с дизель-электрическими моторами мощностью 150 л.с., 15-метровой стрелой и грузоподъемностью 25 тонн. Впервые на кранах использовались выносные опоры. С учетом веса в 44 тонны модель разгонялась до 14 км/ч. Несмотря на новшества, всего в 1953-1060 годах таких кранов сделали в количестве 151 единиц.
Завод имени Январского восстания активно работал в этом направлении и с 1960 года приступил к сборке К-124. Эта версия крана оснащалась гидравлическим способом управления механизмами вместо рычажного принципа, что положительно сказалось на работе крановщика. Кабина последнего получила остекление, а в роли мотора применялся прибор СМД-7Б с отдачей 55 л.с. В 1961 году на одесском заводе началась разработка крана К-631 грузоподъемностью 63 тонны. Привод машины проводился от генератора постоянного тока и дизельного двигателя 180-сильного ЯМЗ-236. Стрела была следующей: от 15 до 38 метров. Комплектовали машину гидравлическими опорами, масса машины достигала 65 тонн. Всего с конвейера сошло 100 штук.
В 70-х завод перестал фактически заниматься сборкой пневмоколесных кранов из-за отсутствия перспектив. Инженеров больше интересовали мобильные гидравлические краны с телескопическими стрелками и монтажные краны на гусеницах. Еще спустя десятилетие одесское предприятие обновило прежние модели, но какими-то инновационными и значимыми они не были. Из наиболее значительных проектов стоит выделить КС-5356 с грузоподъемностью 40 тонн и второй вариант этой машины со стрелковой лебедкой и гидроприводом поворотного механизма.
Подписывайтесь на канал и не забывайте ставить лайк! Вам не сложно, а для нас это очень важно. Спасибо!