Найти тему
CAR.RU

История советских пневмоколесных кранов «Январец»

На советских стройках много работали пневмоколесные краны, которые занимались монтажными работами. Одним из самых больших производителей такой техники являлся завод имени Январского восстания в Одессе.

Во второй половине 40-х завод выпустил опытный прототип крана К-101, за основу которого взяли самоходную трехосную тележку. Поворотную платформу взяли у экскаватора Э-505. Машина грузоподъемностью 10 тонн получила стрелу в 10 метров (или удлиненную 18 метров). Привод задних осей тележки и механизмов крана являлся механическим и взаимодействовал с 89-сильным дизелем. В 1950 году завод создал более совершенную модель К-102 с измененной конструкцией задней тележки. Кран оснастили 10-метровой стрелой, но могли комплектовать и 18-метровой. Именно К-102 стал начальным пневмоколесным серийным краном в СССР, но он не мог в полной мере удовлетворить потребности строительной отрасли.

Страна нуждалась в новых машинах, и в 1952 году в Одессе выпустили К-252 с дизель-электрическими моторами мощностью 150 л.с., 15-метровой стрелой и грузоподъемностью 25 тонн. Впервые на кранах использовались выносные опоры. С учетом веса в 44 тонны модель разгонялась до 14 км/ч. Несмотря на новшества, всего в 1953-1060 годах таких кранов сделали в количестве 151 единиц.

-2

Завод имени Январского восстания активно работал в этом направлении и с 1960 года приступил к сборке К-124. Эта версия крана оснащалась гидравлическим способом управления механизмами вместо рычажного принципа, что положительно сказалось на работе крановщика. Кабина последнего получила остекление, а в роли мотора применялся прибор СМД-7Б с отдачей 55 л.с. В 1961 году на одесском заводе началась разработка крана К-631 грузоподъемностью 63 тонны. Привод машины проводился от генератора постоянного тока и дизельного двигателя 180-сильного ЯМЗ-236. Стрела была следующей: от 15 до 38 метров. Комплектовали машину гидравлическими опорами, масса машины достигала 65 тонн. Всего с конвейера сошло 100 штук.

-3

В 70-х завод перестал фактически заниматься сборкой пневмоколесных кранов из-за отсутствия перспектив. Инженеров больше интересовали мобильные гидравлические краны с телескопическими стрелками и монтажные краны на гусеницах. Еще спустя десятилетие одесское предприятие обновило прежние модели, но какими-то инновационными и значимыми они не были. Из наиболее значительных проектов стоит выделить КС-5356 с грузоподъемностью 40 тонн и второй вариант этой машины со стрелковой лебедкой и гидроприводом поворотного механизма.

Подписывайтесь на канал и не забывайте ставить лайк! Вам не сложно, а для нас это очень важно. Спасибо!