Найти тему
Техника и жизнь

МС-21 - новая надежда русского авиапрома

Первый полёт, 28 мая 2017 года - МС-21 (Wikipedia.org)
Первый полёт, 28 мая 2017 года - МС-21 (Wikipedia.org)

Введение

16 декабря 2021 года состоялся первый полет российского узкофлюзеляжного авиалайнера МС-21 с крылом из российских композитов. Это важное событие в условиях действия антироссийских санкций и важное ввиду значения этого самолета для нашей гражданской авиапромышленности. Ниже будет рассказ об этом авиалайнере.

История создания

История МС-21 восходит к уже далеким для нас временам СССР в последние годы жизни Леонида Ильича Брежнева. Тогда в 1980 году началась эксплуатация одного из самых удачных гражданских советских самолетов – узкофюзеляжного Як-42. На базе него стали создавать Як-46. С укороченным фюзеляжем, уменьшенным числом двигателей до 2 и полностью новым крылом. Он должен был заменить на линиях уже устаревшие Ан-24 и Як-40 с очень дорогим летным часом. Но 28 июня 1982 года случилась катастрофа одного из уже выпущенных Як-42. Была на время приостановлена не только эксплуатация данного типа самолета, но и разработка будущего Як-46. В 1985 году решили не возрождать данный проект, а используя его наработки, создать под тем же индексом два новых проекта с другими – более современными и экономичными двигателями, и большей пассажировместимостью. Последняя примерно соответствовала такому же показателю у Як-42. Вариант с турбовентиляторными двигателями ПС-90 стал разрабатываться в 1987 году и в дальнейшим получил индекс Як-242. Эскизный проект последнего был защищен в 1993 году. Но в силу экономических проблем того периода его разработка была отложена в долгий ящик до начала XXI века. В начале же этого века его разработку возобновили, переименовали в МС-21, внеся в конструкцию изменения. В 2003 году он победил на конкурсе Росавиакосмоса. Ниже пойдет речь о нем.

Первый полёт, 28 мая 2017 года - МС-21 (Wikipedia.org)
Первый полёт, 28 мая 2017 года - МС-21 (Wikipedia.org)

Техническое описание

Надо сказать, что в итоге получился самолет, во всех вариантах весьма отличный от первоначальных замыслов по ЯК-242. Если первоначально это был самолет с двигателями ПС-90, крылом с винглетами и металлической в целом конструкцией, то к первому полету авиалайнера, состоявшемуся в 2017 году, это была уже совсем другая конструкция. Самые ключевые изменения произошли с двигателями и крылом. От двигателей ПС-90, уже устаревших на момент начала создания МС-21, отказались в пользу применения двух вариантов двигательной установки. Первым, самым ранним вариантом двигателей, был вариант с иностранными силовыми установками PW1400G-JM американской фирмы Pratt & Whitney. Именно с ними летал первый вариант данного самолета и именно этот вариант имеет на данный момент российский сертификат летной годности. Другим вариантом стал вариант с перспективным российским турбовентиляторным двигателем ПД-14, разработку которого начали в 2008 году. Что касается крыла: винглеты ставят для улучшения аэродинамического качества крыла путем борьбы с вихрями. Таким образом, в частности, это снижает необходимость в крыле большого удлинения. А следовательно, в сильном утолщении профиля крыла. Но когда решили на МС-21 применить «черное крыло» из композитов, то это позволило сочетать достаточно большее удлинение крыла – выгодное с точки зрения аэродинамики с его относительно небольшой толщиной профиля и очень выгодным с точки зрения обтекания крыла - суперкритическим профилем (с плоской верхней поверхностью и выпуклой нижней). Именно композиты с их прекрасной прочностью это позволили сделать. Заодно попутно уменьшив вес самолета. А винглеты стали излишни.

По своей конструкции авиалайнер выполнен по нормальной схеме: монопланом с низкорасположенным стреловидным крылом и классическим оперением. Двигатели в отличие от Як-42 установлены на подкрыльевых пилонах. Самолет отличает высокая степень автоматизации и передовая авионика. Самолет оснащен «стеклянной кабиной», электродистанционной системой управления, полет на автопилоте может выполняться вплоть до касания колесами полосы на аэродроме в момент посадки. Автоматика, в числе прочего, умеет спасать самолет от заваливания в воздухе и предотвращать критические углы крена.

Первый полет состоялся 28 мая 2017 года. 15 декабря 2020 года в воздух поднялся первый МС-21 с уже российскими двигателями ПД-14. После первого полета 16 декабря 2021 года экземпляра с крылом из отечественных композитов 28 декабря 2021 года состоялась сертификация его варианта с иностранными композитами и двигателями PW1400G-JM. Сертификация с российскими композитами и двигателями состоится позже. Также поставлена задача постепенно отказаться от западной авионики на МС-21 в пользу аналогичной по характеристикам российской. Самолет будет иметь несколько вариантов и по конфигурации салона. Базовая - это МС 21-300 с пассажировместимостью от 165 до 211 мест для пассажиров и двигателями американского производства. Также предусматривается выпуск МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14. Летно-технические характеристики МС-21. Также создаются версии уменьшенных размеров и вместимости МС-21-200 и МС-21-210, увеличенная в размерах и большей с пассажирвместимостью МС-21-300LR, МС-21-400 и МС-21-400LR. Они также будут иметь более мощные российские двигатели на базе ПД-14 и в часть версий будет иметь большую дальность полета. Разрабатываются и другие варианты лайнера.

-3

Заключение

Нам нужен новый самолет не только для получения заказов на данный авиалайнер за рубежом, но и потому, что возможности закупки самолетов за рубежом могут быть сейчас у нас затруднены. Но тут многое зависит от того, насколько мы сможем обеспечить семейство самолетов МС-21 своими комплектующими.

Источники

https://aviation21.ru/ms-21/, https://habr.com/ru/news/t/597831/, https://aviation21.ru/mc-21-winglets/, https://aviation21.ru/ms-21-lajner-s-chyornym-krylom/,

Федор Болдырев 2021©

Самолеты
6360 интересуются