27 декабря 1979г. режим Амина в Афганистане был низложен силами советской армии и спецназа. Операция была произведена молниеносно, залогом её успеха стала внезапность, мужество и профессиональность военных. Хотелось бы разобраться с тем, как протекала эта операция с помощью карт и фото местности. Произвести реконструкцию тех событий, опираясь на компетентные воспоминания участников боя по захвату дворца Тадж -Бек.
Дворец Амина - #дворец Тадж-Бек стоял на холме, возвышаясь над окрестностями межгорной долины метров на шестьдесят. К нему вела серпантинная дорога. По этой дороге на боевых машинах собирались доставить десант спецназовцев. Время для операции выбрали вечернее, чтобы нападающих было не видно. В опасении, что план будет раскрыт, начало боя переносили в тот же день 27декабря на всё более раннее время.
#Афганистан
Боевые действия начались в 19.15-19.30, после того, как раздалась стрельба в расположении 3 афганского батальона к северу от дворца. Это группа замкомбата (нашего) мусульманского батальона Сахатова блокировала охрану от потенциального оказания помощи гарнизону дворца Тадж-Бек.
Руководитель операции Шторм 333 В.В. Колесник: "Услышав стрельбу в расположении третьего батальона, я дал команду на начало операции, запустив серию ракет. Две “Шилки” открыли огонь - 23 мм зенитными установками - по дворцу, а еще две - по расположению танкового батальона для того, чтобы не допустить его личный состав к танкам."
Две красные ракеты стали сигналом для обстрела дворца и начала боевых действий по атакуемым объектам в Кабуле. Захват дворца Амина со 150 чел. охраны получила название операция Шторм 333. Всего силы противника в Кабуле оценивались в 2000 чел., живая сила советских частей 350 чел.
#Шторм-333
Выдвижение к исходной позиции для штурма дворца 9 машин с десантом началось, скорее всего раньше, чем поступил сигнал к атаке. От холма с казармами нашего расположения (мусульманского батальона) до холма с дворцом Тадж бека примерно 1,5 км. Но Я.Семенов говорил в одном из интервью, что дорога от сигнала ракетами до высадки из БТР заняла 10 минут. В этом случая, понятно, почему БТР оказались под огнем, дорога к дворцу освещалась от него прожекторами. Непосредственно для штурма выделялось 5 БМП - 2-ая боевая группа (Г.И.Бояринов, "Гром" - ГРУ, 25 бойцов из спецслужб и 25 Мусбата, + 2 переводчика, +1 афганец) и 4 БТР - 3-я боевая группа (Я.Ф.Семенов, "Зенит" - КГБ, 30 бойцов Зенита, взвод Мусбата (25?), 1 афганец). В 18.00 Семенов уже сидел в БТР. В 19.15 - за 15 минут до начала планового начала штурма в 19.30 - был взорван коммуникационный колодец, что прервало телефонную связь в Кабуле.
#спецназ
Яков Семенов рассказывал: "Первые же минуты штурма сломали весь наш тщательно подготовленный план. Дроздов направил "зенитовцев" на штурм первыми, хотя группа "Гром" по плану должна была идти впереди, поскольку броня у БМП по сравнению с БТР была мощнее, и по времени обе группы смогли бы атаковать дворец почти одновременно.... Позже я спросил Юрия Ивановича Дроздова (зам . руководителя операции Шторм 333): — Кто изменил план действий? — Я, — ответил он.
Внезапное изменение плана или отказ с запуском двигателя привели к тому, что один из БТР с бойцами Семенова двинулся позже - с группой Гром. К дворцу двинулся авангард - три БТР. Его задача была после десантирования подняться по пешеходной лестнице шириной метра полтора к левому торца дворца. Вне лестницы был риск нарваться на мины.
Я.Семенов: "Я с первой подгруппой на БТРе попал на открытом пространстве под шквал огня из крупнокалиберного пулемета (12,7 мм ДШК).
Этот огонь нес смерть, но нам удалось проскочить - через простреливаемое пространство меньше 300м с оврагом - в мертвую зону у нижнего яруса дворца с перебитыми колесами.
Вторая машина была подбита (перевернулась) и сгорела (а ведь в ней должен был находиться я). Погиб Боря Суворов, командир подгруппы, остальные получили ранения разной степени тяжести."
Вместе с Семеновым в первом БТР находился Р-Х.Турсункулов, командир боевой группы мусульманского батальона. Мусульманский батальон отдал свои бронежилеты спецназу и должен был поддерживать его действие огнем из боевых машин. Он рассказывал: "В это время мой второй БТР подбили, и он перегородил дорогу. По радио я передал командиру 3-й машины столкнуть поврежденный БТР с дороги и освободить путь – что он и выполнил."
Турсункулов: "Наводчик бил из КПВТ по обнаруженным огневым точкам. В то же время скорость движения сильно замедлилась... Передние две пары колес БТРа были пробиты. Несмотря на это, мы постарались приблизиться как можно ближе к лестничному подъему во дворец, и здесь я скомандовал: «К машине!». Первым, под прицельным огнем, высадился основной десант (бойцы мусбата должны были оставаться в БТР и прикрывать штурмующих - О.Д.) – группа «Зенит»... (Освещенный светом прожекторов - О.Д.) Дворец огрызался всей своей мощью! Огонь велся также и снизу. Продолжал вести огонь станковый гранатомет. Над нами пролетали трассы снарядов «Шилки», которые, попадая в стены и колонны дворца, высекали снопы искр."
Семенов: "Вижу, только через несколько минут (на дороге) появляются БМП "Грома", за ними наш четвертый БТР." БМП последовали дальше, когда освободилась дорога от уже подбитого БТР?
Журнал Армия N6 1999: "Головная БМП с ходу разнесла в щепки полосатое бревно шлагбаума (перед въездом на дорогу ведущую к дворцу). На бешеной скорости пять БМП пронеслись мимо застывших монументами (2) танков президентской охраны. Выскочивший из караулки на шум солдат-афганец погиб, так и не поняв, что произошло; БМП смела его с дорога" 4-ый БТР из группы Семенова (старший Щиголев) двинулся за пятью БМП. Видимо, афганские танкисты не смогли вовремя вернуться к своим танкам.
В.Шарипов, командир роты мусульманского батальона, чьи машины везли Гром к дворцу. Он сам сидит во втором БМП: "С ходу все пять машин стали бить по окнам из пушек, из пулемётов. И тут... В общем, на въезде на площадку перед дворцом первая БМП зацепила край стены (или кирпичной кладки ворот? - в другой версии - О.Д.) и... заглохла! Уже стрельба вовсю, с парапета дворца по нам в упор лупят, а механик никак передачу выбить не может! Пули ливнем по машине бьют. Я думаю: «Не хватало только ещё гранатомётчиков, по одному на каждую машину». Такого огня мы не ожидали... Я сразу дал команду спешиться. «Альфовцы» наружу выбрались. А огонь такой плотный, что им за машинами пришлось укрыться!.."
Согласно лейт. Х.Абдуллаеву (Мусбат), ехавшему на первой БМП, остановки по пути было две. Первая была краткая из-за попадания снаряда самоходок (Шилка) между катками БМП. Команда " К машине" - высаживаться - была, скорее всего, тогда дана после второй остановки на въезде во дворец. "Снаряд влетает между катками, пробивает корпус и уже на излёте утыкается в пятку левой ноги. Тупой удар. Боли не чувствую, но в сапоге начинает хлюпать кровь. Механик докладывает: «Двигатель заглох – повреждён воздухопровод». Приказываю: «Запускай аккумулятором». Удалось! Продолжаем движение. Носом тараним ворота рядом с караульным помещением и въезжаем на площадку перед Тадж Беком. На ней стоят с десяток новеньких ГАЗ-24. Мы их давим. Останавливаемся. Изо всех окон дворца личная охрана Амина обстреливает нас. Полковник Бояринов командует «К машине!»".
Абдуллаев не говорит, но какой именно площадке у Тадж-Бека он останавливается, но время высадки из машин Грома у него примерно совпадает с рассказом Шарипова. Читателя сбивают с толку ГАЗ-24, но может быть, головная БМП № 035 давит (или только проезжает мимо автомобильной стоянки, примыкающей к левому торцу дворца - он (стоянка) на переднем плане на фото ниже) эти волги уже после высадки Грома, когда БМП заводится во второй раз и следует дальше? Попробуем заключить, что здесь в рассказе Абдуллаева наблюдается пропуск. Добавим ещё, что раз БМП оказалась на линия огня Шилок, то она была близка ко дворцу и её больше не скрывал от "дружеского" огня холм.
В.Шарипов: "Наконец, первая БМП завелась, сдала чуть назад и мимо этой стенки выскочила к дворцу. Мы — за ней следом вырвались на площадку." Тем временем огнем Шилки был уничтожен пулемет ДШК из дота, который блокировал продвижение к левому торцу дворца группы Зенита Семенова. Она также поднялась наверх.
Последняя (или предпоследняя, если за ней был еще БТР) БМП № 038 (старший Голов С.А.) при вынужденной остановке колонны в темноте остановился рядом с афганским блокпостом у дворца - у ближайшего к нам его торца рондо на фото выше. Два переводчика-таджика (имена неизвестны), выскочившими первыми из машины, были убиты сразу огнем. Голов: "Этот блокпост пришлось сначала расстрелять, а затем разворачиваться, потому что основная стрельба шла сверху, от Тадж-Бека." Десантировавшийся из БМП № 038 боец Грома капитан Геннадий Зудин погиб при слепом движении в темноте одного из БМП. Но по более полным воспоминаниям Кувылина - прежде между ними взорвалась граната. - "Тут, смотрю, граната падает между нами, рвется - и Егорыч (Зудин) за лицо схватился, а из-под пальцев кровь течет - густая, как кисель. Он головой ткнулся и затих."
Очерк включен в подборку Афганистан. 1979-1989. Спецназ блога Друг Истории
Продолжение смотрите
Признателен за лайки и подписку) Олег Душин ©, Друг Истории №71, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории