Наступил 2022-й. А мы вспомним, чем запомнится последний месяц 2021-го в истории метростроения Москвы, ведь знаковых событий за прошедший декабрь произошло много:
Топ-5 новостей за прошедший месяц
1. Долгожданное открытие!
7 декабря 2021 года открылся новый участок Большой Кольцевой линии Московского Метрополитена от станции «Мнёвники» до станции «Каховская».
Для пассажиров открыли свои двери сразу 10 станций:
«Терехово»
«Кунцевская»
«Мичуринский Проспект»
«Каховская» (отреконструированная станция Каховской линии, вошедшая в состав БКЛ)
Виртуально посетить каждую из станций и почитать о них можно кликнув на их название (по станциям «Кунцевская» и «Терехово» после праздников выйдет отдельный большой обзорный материал).
Церемония открытия проходила на станции «Новаторская», в рамках которой состоялся телемост с Президентом, который и дал старт движению на участке, после этого мэр проехался еще по нескольким станциям и осмотрел их. Торжественная часть сильно затянулась по времени, и вместо планируемого открытия в 15.30, станции открылись ближе к 18 часам.
Открытие стало рекордным в плане протяженности - никогда еще в истории московского метро ранее не вводился столь протяженный участок (более 20 километров). Несмотря на то, что линия Кольцевая и ее основной задачей является транзит пассажиров между радиальными направлениями, не забыли и о жителях районов, через которые БКЛ проходит: 6 из новых станций пересадочные на другие линии метро и ЖД, а 4 промежуточные - в районах Москвы, где их очень ждали.
К пуску, по сложившейся традиции, были выпущены коллекционные карты "Тройка" с каждой станции, которые можно было приобрести в кассах:
Подборка фото с первого дня работы станций:
Из плюсов нового участка можно отметить разнообразие в отделке и конструктиве станций, новые удобные пересадки на станции «Калужская» и «Мичуринский Проспект», а также на платформу Киевского направления МЖД «Аминьевская», практически все станции построены с двумя вестибюлями (на «Новаторской» и «Каховской» вторые вестибюли откроются позже), промежуточные (непересадочные) станции, благодаря которым улучшилась транспортная доступность сразу в нескольких районах города, новые составы "Москва-2020" со сквозными проходами".
Из минусов стоит выделить неудачное планировочное решение станции «Кунцевская» (с её крайне узкими платформами в нескольких местах) и станции юго-запада («Аминьевская» - «Проспект Вернадского») с эскалаторами ближе к центру платформы (из-за того, что построены в укороченных котлованах), не самые удобные пересадки на станции «Проспект Вернадского» и «Кунцевская», неработающие лифты на всех станциях (за исключением станции «Терехово»), некачественно выполненная гидроизоляция на некоторых станциях, неготовность благоустройства у некоторых станций.
Большой сюжет о деталях строительства новых станций:
2. Все 70 тоннелей БКЛ (Большой Кольцевой линии) пройдены!
13 декабря щит Robbins EPB-2015-371 "Елена" финишировал в котловане перед станцией «Каширская». 69-ый тоннель Большого Кольца готов!
Щит малого диаметра (6 метров) под управлением специалистов компании "МИП-Строй №1" завершил проходку перегонного тоннеля «Кленовый Бульвар» - «Каширская» (от пл. 2 (переходная камера с двухпутного тоннеля на 2 однопутных) до пл. 1.3.2 (точка врезка в старые тоннели Каховской линии за «Каширской»)). Длина тоннеля - 954 метра.
На этом участке метростроевцы поставили рекорд по скорости ведения проходки - 500 п.м. в месяц. Также был пройден ответственный участок под Замоскворецкой линией - щит прошел на глубине 25 метров без прекращения движения на действующей линии (обычно при проходке под действующим линиями пассажирское движение по ним приостанавливается).
А 16 декабря, состоялась сбойка щита на «Кленовом Бульваре» - завершена проходка последнего 70-го тоннеля БКЛ!
Замкнулось Кольцо перегоном от станции «Нагатинский Затон» до станции «Кленовый Бульвар» - ТПМК Herrenknecht S-956 "Лилия" диаметром 10 метров преодолел 1225 метров тоннеля под управлением наших и китайских специалистов.
Однако, последний финиш прошел не так гладко, как этого бы хотелось - проще говоря, щит вышел вообще неожиданно для всех, ранее запланированного срока: дело в том, что в этом районе крайне плохие грунты, но геологические изыскания были выполнены в недостаточном объеме, цементация грунтов за стеной в месте выхода щита проведена не была, а сама стена в грунте котлована, в которую финиширует ТПМК, была сделана некачественно. В результате, при проходке щитом последних метров перед финишем в котлован, щит попал в плывун, сначала началась просадка грунта на поверхности:
А затем порушилась и сама стена в грунте котлована.
При этом, подготовить котлован к выходу щита не успели, ниппельное кольцо также не установили. В котлован прорвался плывун, около 100 кубометров грунта:
19 числа щит полностью вышел в демонтажную картину, заткнув собой плывун. Началось устранение последствий "нежданного" выхода щита. Но факт остается фактом: проходка последнего тоннеля на БКЛ - завершена!
Официальная же церемония окончания проходки всех перегонных тоннелей БКЛ прошла 29 декабря. В котлован тупиков за станцией оборотных тупиков спустился мэр, откуда и объявил об этом радостном событии.
Официальное завершение проходки последнего тоннеля Большого Кольца впервые решили отметить по-особенному и подготовили световое шоу, которое показали прямо на роторе ТПМК "Лилия". Полная версия:
Весь Восточный участок БКЛ («Каховская» - «Нижегородская») планируется открыть в конце 2022 года.
3. Предварительно определены сроки проходки всех тоннелей Рублево-Архангельской линии
По плану, строительство линии будут вестись в 3 этапа: раньше всего начнутся работы на участке от «Шелепихи» до «Бульвара Карбышева», во второй половине 22-го года выйдут на площадки участка «Живописная» - «Строгино». Наконец, в 23 году возьмутся за "заМКАДную" часть Рублево-Архангельской линии - «Липовая Роща» - «Ильинская».
4. Строительство Центрального участка Калининско-Солнцевской линии отложено на дальнюю перспективу
Речь идет о соединении Солнцевской и Калининской линий (от «Делового Центра» до «Третьяковской»), которое, по первоначальным планам начала 2010-ых годов, планировалось построить к 2020 году.
Проектирование центрального участка Калининско-Солнцевской линии метро завершено, однако, его строительство не является авторитетным. Об этом в интервью «Российской газете» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.
«Проектирование его (центрального участка желтой ветки - прим. Агентства «Москва») завершено. Но пока могу лишь сказать, что в ближайший год за него точно не возьмемся. Там очень сложные грунтовые условия и огромные водопритоки. Чтобы справиться с ними, придется строго контролировать поступление воды в тоннели, применять специальные методы проходки на больших глубинах - с нижней отметкой конструкций 80-90 м. Примерно как на станциях «Парк Победы» и «Шереметьевская». Работа непростая и даже опасная. Не случайно в советское время за эту стройку не взялись. Этот участок в настоящее время не предмет первой необходимости. Основная задача сейчас - запуск БКЛ», - сказал Бочкарев.
5. Началось освоение первой строительной площадки Бирюлевской линии метро!
Первой площадкой Бирюлевской линии, освоение которой началось подрядчиком, стал «Кленовый Бульвар»:
С октября ведутся работы непосредственно на пересечении со станцией БКЛ - тогда приступили к возведению ограждающих конструкций котлована будущей пересадки.
В декабре площадку станции начали огораживать, завезли б/у блоки тоннельной обделки - из которых собираются ложные кольца тоннеля (от которых отталкивается щит при старте проходки тоннеля), арматура для строительства стены в грунте (ограждения будущего котлована станции) и бухты с кабелями.
На площадку перемещен один из тоннелепроходческих комплексов S-736 "Светлана", которому предстоит проходить тоннели до станции «Батюнино».
Потихоньку подрядчик будет готовить монтажные камеры, в которых будут монтироваться щиты для проходки тоннелей в обе стороны, осваивать площадку, выносить коммуникации. Начала активной фазы работ на этой площадке ожидаем к лету 2022 года. На всем первом участке из 3 станций от «Кленового Бульвара» до «ЗиЛа» основные работы начнутся в 23 году.
А теперь кратко осмотрим все изменения за месяц на нашей схеме:
Общий вид на 💍Большую Кольцевую линию:
- 🎉 Открыты 10 станций Западного, Юго-Западного и Южного участков 💍БКЛ. В составе участка также открыто электродепо «Замоскворецкое» и одна из старых служебно-соединительных ветвей к нему.
- 🎉 Завершена проходка всех тоннелей 💍БКЛ.
Восточный участок 💍Большой Кольцевой линии:
- 🎉 Завершена проходка второго однопутного тоннеля от переходной камеры (пл. 2) до «Каширской» (пл. 1.3.2).
- 🎉 Завершена проходка двухпутного тоннеля от «Корабельной» («Нагатинского Затона») до «Кленового Бульвара».
Северо-Восточный участок 💍Большой Кольцевой:
- 🎉 Завершена переборка тоннелей и раскрытие проёмов в центральный зал на глубоких станциях - «Рижской» и «Марьиной Роще», строители приступили к бетонированию платформ.
🏡 Троицкая линия, 👨🎓„Академический“ участок:
- 🎉 Началась проходка левого тоннеля от «Вавиловской» до «Академической».
- 🎉 Началось освоение площадки строительства «Крымской».
- 🎉 Началось освоение площадки 4 (вентиляционный ствол на Дмитрия Ульянова).
🏡 Троицкая линия, 🌇„Коммунарский“ участок:
- Обновлены данные по проходке тоннелей от «Мамырей» до «Бачуринской» - по состоянию на конец месяца, щитам остаётся всего по 300 и 500 метров до выхода! 🎉
🛫 Солнцевская линия:
- 🎉 Завершена проходка первого тоннеля от «Пыхтино» до «Рассказовки».
💸 Рублёво-Архангельская линия:
- 🎉 Началось сооружение стены в грунте для строительства станции «Народное Ополчение».
- 🎉 Началось освоение площадки монтажной камеры для проходки двухпутного тоннеля от «Бульвара Карбышева» до «Живописной» и «Строгино».
🔟Люблинско-Дмитровская линия:
- 🎉 Завершён демонтаж всех тоннелепроходческих комплексов. Все тоннели на участке от «Селигерской» до «Физтеха» пройдены.
Оригинал схемы можно посмотреть здесь.
Таким был последний месяц 2021года.
Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk Подписывайтесь на нас и в других социальных сетях (ссылки на главной странице профиля).
#метро #строительство метро #московское метро #московский метрополитен #транспорт #москва