Найти в Дзене

История в хрустале. От плотника до Перуна

История в хрустале. Памяти художника Станислава Верина

С.П. Верина привлекала техника гравировки. В 1968 году он создаёт серию работ, посвящённых 850-летию Владимира. В неё вошли вазы «Мещёра», «Архитектура» и «Владимир». Гравированный декор этих произведений выполнил талантливый мастер-художник К.Д. Дианов (1932–2002).

Верин С.П. Владимир. Ваза. 1968 г. Из собрания ГВСМЗ
Верин С.П. Владимир. Ваза. 1968 г. Из собрания ГВСМЗ

Ваза «Владимир», простой конической формы, украшена изображением владимирских Золотых Ворот и портретом князя Владимира в воинском облачении на фоне стилизованной архитектуры древнего города. Несмотря на малый объём, изображение хорошо скомпоновано. Декор расположен таким образом, что рисунки на лицевой и оборотной стороне накладываются одно на другое, но не перегружают, а напротив, удачно дополняют друг друга, создавая законченную композицию.

Верин С.П. С новосельем! Ваза. 1969 г. Из собрания ГВСМЗ
Верин С.П. С новосельем! Ваза. 1969 г. Из собрания ГВСМЗ

Тот же художественный приём был использован в вазе «С новосельем!» (1969 г.). Здесь на полом объёмном сосуде сочетается классическая алмазная грань «русский камень» с графическим изображением русского народного персонажа – мужичка-плотника, выполненного методом пескоструйной техники. Ваза пронизана очарованием городского фольклора.

В 1969 году Верин создаёт комплект подарочных кубков «Суздальский» (1969 г.), который экспонировался на художественной выставке «Искусство земли Владимирской», проходившей в Швеции в 1990 году. Верин работает над созданием изделий в технике алмазного гранения. В 1969 году он создаёт блюдо «Зимнее утро».

Верин С.П. Зимнее утро.  Блюдо. 1969 г. Из собрания ГВСМЗ
Верин С.П. Зимнее утро. Блюдо. 1969 г. Из собрания ГВСМЗ

В основу образа положен мотив, часто использовавшийся в мальцовских изделиях под названием «куст». Но благодаря оригинальному построению орнамента на бесцветном хрустале, рисунок получил новое, современное прочтение. В том же ключе был решён образ вазы «Ярило» (1968 г.) из серии произведений, посвящённых славянской мифологии. В неё также вошли ваза и блюдо из комплекта «Перун», выполненные из цветного хрусталя. (1969 г.).

Верин С.П. Перун. Комплект. 1969 г. Из собрания ГВСМЗ
Верин С.П. Перун. Комплект. 1969 г. Из собрания ГВСМЗ

Новизна комплекта заключалась в сочетании оригинальной формы и самобытного орнамента. Декоративная насыщенность узора достигнута за счёт наложения слоёв разноцветного хрусталя, меняющего оттенки в зависимости от толщины и глубины рисунка, который нанесён на крепкую лаконичную форму. К этому же времени относится и немногословный, но графически выразительный комплект «Южанка».

Верин С.П. Южанка. Прибор.1969 г. Из собрания ГВСМЗ
Верин С.П. Южанка. Прибор.1969 г. Из собрания ГВСМЗ

Эти произведения были остросовременными, привлекали новизной звучания, но нужно отметить, что и сегодня они ярко выделяются среди всего собрания работ гусевских мастеров.

А.В. Чуканова

Продолжение следует