Найти тему
Бортовой журнал kua1102

О причинах снижения температуры двигателя автомобиля в движении и на парковке

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Я, по-возможности, стараюсь давать обратную связь на письма читателей и зрителей моего бортового журнала и к одному из моих видеороликов поступил комментарий зрителя, с которым мы уже общаемся несколько лет, с момента создания ютуб-канала (а это уже более четырёх лет), поэтому я хотел бы привести здесь его комментарий-вопрос (орфография и пунктуация сохранена в оригинале):

«Здравствуйте, Юрий, проверьте у себя по возможности температуру двигателя. Посмотрите её так, прогрейте двигатель до 90 градусов в движении, потом остановитесь и включите вентилятор на третью скорость. И наблюдайте за температурой, не падает ли она?»

И в этой статье я хотел бы рассказать, почему такой вопрос мог появиться и, естественно, покажу результаты эксперимента на автомобиле Volkswagen Polo в кузове седан, оснащённого двигателем 1.6 MPI CWVA EA211 (мощность 110 л.с.) и автоматической коробкой передач. Давайте рассмотрим различные сценарные варианты, которые связаны с падением температуры двигателя.

Температура двигателя падает при начале движения автомобиля

Представим, что утром мы вышли к машине, на улице мороз, скажем, минус 20 градусов. После того, как температура охлаждающей жидкости достигла отметки 40 градусов, мы начали движение. И почти сразу попадаем на оживлённую трассу, где нужно двигаться со скоростью 40-60 км/ч. И в этой ситуации, особенно если включить печку автомобиля, мы увидим, что температура двигателя начинает снижаться. В этом нет ничего необычного и связано с тем, что не прогретый до рабочей температуры двигатель не успевает генерировать достаточное количество теплоты, чтобы возместить то её количество, что отбирается за счёт работы печки. Решить данную проблему можно двумя способами:

  • Укрыть решетку радиатора теплоизолирующим материалом (в нашем регионе почти все автолюбители на зиму укрывают вентиляционные решетки радиатора теплоизоляцией)
  • Пока двигатель не прогрелся до рабочей температуры, не включать вентилятор печки, чтобы не отбирать лишнее тепло у двигателя

Наиболее эффективно, конечно же, закрытие решетки радиатора, у многих автомобилей даже существует штатная защита (например у УАЗа в виде кожаной накидки, а у Volkswagen Polo имеется специальная пластиковая накладка на нижнюю часть бампера).

ГАЗель NEXT также имеет специальную накидку на решетку радиатора автомобиля. Автор фотографии kua1102
ГАЗель NEXT также имеет специальную накидку на решетку радиатора автомобиля. Автор фотографии kua1102

Температура двигателя снижается на неподвижном автомобиле

Теоретически, если не исправен термостат, то мы сможем наблюдать определённые флуктуации показаний температуры охлаждающей жидкости. Если рассматривать вопрос совсем на простом уровне, то в любой системе охлаждения двигателя имеется два контура – малый и большой контур охлаждения. И пока температура охлаждающей жидкости не достигает определённого значения (для VW Polo это, если мне не изменяет память, 86 или 87 градусов), охлаждающая жидкость циркулирует по малому контуру охлаждения, в который радиатор охлаждения не входит. И лишь при полном прогреве двигателя циркуляция начинается по большому контуру охлаждения. И если вдруг термостат не исправен, т.е. в начальный момент, после запуска двигателя, клапан не закрыт и охлаждающая жидкость сразу циркулирует по большому контуру охлаждения. Что, естественно, приводит к тому, что либо температура охлаждающей жидкости повышается очень медленно, а если включить печку на полную мощность, то температура двигателя будет даже снижаться.

Если установлена защита двигателя, то прощупать нижний патрубок будет проблематично. Автор фотографии kua1102
Если установлена защита двигателя, то прощупать нижний патрубок будет проблематично. Автор фотографии kua1102

Как проверить это? После запуска двигателя рукой потрогайте патрубок, идущий к радиатору охлаждения и если один из них будет уличной температуры, а второй нет, но со временем прогрева охлаждающей жидкости до рабочей температуры потеплеет и второй, значит термостат открывается и система функционирует нормально. Если один из патрубков всегда холодный, значит нужно более предметно разбираться с термостатом.

Либо может быть чуть иная ситуация, про которую мой читатель и спрашивает. После того, как мы проехали на автомобиле от пункта А в пункт Б (двигатель, естественно, прогрелся до рабочей температуры) и когда мы переключили коробку передач в режим Parking, из-за неправильной работы термостата, который не полностью закрылся и, как следствие, какая-то часть объема циркулирующей охлаждающей жидкости попадает в радиатор, там, естественно, остывает и температура охлаждающей жидкости при активно работающем вентиляторе снижается.

Температура охлаждающей жидкости снижается во время движения

В этой ситуации проблема снова может быть в термостате, но нужно ещё следить за температурой воздуха, поступающей из салонных дефлекторов. Если воздух еле тёплый, то проблема однозначно в термостате. Также должен вырасти расход топлива, т.к. ЭБУ двигателя будет пытаться компенсировать температуру повышением оборотов. Классический пример этого можно прочитать в ветке VTS [1].

Результат моего тестирования

Что я сделал? Утром, отвезя ребёнка на секцию, поставил автомобиль на парковку и последовательно «прощёлкивал» скорость вентилятора с первой по третью. Четвёртую скорость я не стал включать, т.к. он начинает гудеть так, что становится неприятно ушам. Температура оставалась неизменной. Видеоотчёт по этой процедуры Вы можете посмотреть по ссылке [2].

Другие мои статьи

Двигатель 1.6 MPI CWVA EA211: как установить величину угара моторного масла

Скорость остывания двигателя 1.6 MPI CWVA EA211 в диапазоне температур воздуха от -10 до -28

Список источников

1. https://vwts.ru/forum/topic/65769/

2. https://youtu.be/j-bF8yJvNak

С уважением, Юрий (kua1102)

Авто
5,66 млн интересуются