Найти в Дзене
Психотерапевт Ольга Лукина

Ставка на искренность

С самой первой встречи меня не покидало впечатление: с приходом Ивана в мой кабинет свет тускнел — так, как это бывает, когда солнце исчезает за тучами. Это было именно ощущение затянутости неба, ощущение плотных тяжелых туч, никак не могущих разродиться дождем. Мрачность заполняла собой все видимое пространство.

Однажды я спросила Ивана:

— Скажите, Иван, когда вы возвращаетесь из поездок, вам никто не говорил, что с вашим появлением в доме что-то меняется?
Иван посмотрел на меня с улыбкой.
— Да. Жена говорит мне, что с моим приездом начинается вечное брюзжание, становится темно. Иногда зовет меня черной тучей.
— Вы знаете, у меня похожие ощущения. И я очень от этого устаю. Я думаю, что «черная туча» — это портрет вашего ложного «Я». Постоянно неудовлетворенного, уставшего. Оно как будто ищет повод, чтобы излить свое едкое раздражение. А поскольку вы человек, наделенный мощной силой, то и ваша «черная туча» сильно давит на окружающих. Но за последнее время у меня окрепло еще одно ощущение. Кто-то внутри вас, загороженный тучей, хочет прорваться слезами наружу, к свету. И этот кто-то и есть вы на- стоящий, подлинный Иван, чьи чувства и удивительные мысли были когда-то перечеркнуты взрослыми, названы немужественными и неадекватными. Этот Иван остается погребенным под тучей. И вы не даете ему права выйти на свет.

Безусловно, говоря о своих чувствах, я шла на некоторый риск. Хоть я и старалась говорить бережно, но тем не менее мои заявления могли задеть Ивана. Но в нашем альянсе я с самого начала сделала главную ставку на искренность. Я понимала, что если Иван и может прорваться через толстую броню своего ложного «Я», то помочь ему в этом может только заинтересованный и искренний голос другого человека, зовущего его сюда, в реальную жизнь.

Моя интервенция сработала. Иван совершенно не обиделся, не усмотрел в моих словах ничего уязвляющего. Напротив, у меня было ощущение, что он испытал некоторое облегчение.

Приближалась весна. Иван уходил в длительный отпуск, он собирался пожить в любимом им Париже. Руководство компании с большой неохотой, но все-таки отпустило его. Ему дали время отдохнуть и все спокойно обдумать. Иван арендовал апартаменты на Левом берегу; жена с детьми должны были присоединиться к нему с наступлением летних каникул.

— Я не хотел бы прерывать контакт с вами. Мы сможем продолжить наши сессии по скайпу или по телефону? — спросил Иван.
— Да, конечно, — поддержала я его.
Иван какое-то время помолчал и добавил:
— Пока мне тяжело будет одному справляться со своим сценарием.
Я кивнула головой и улыбнулась.
— Спасибо вам за терпение и понимание. Я знаю, что бываю несносным, — очень тихо проговорил Иван.


Прощаясь, я тепло обняла его. Наш альянс состоялся. Теперь Иван знал наверняка, что узнавая его, наталкиваясь на его колючую агрессию, я его не отвергну.
Мне удалось донести до Ивана, что мне была неприятна только ложная часть его «Я». Похоже, теперь она была неприятна и самому моему клиенту. Мне также удалось донести до Ивана, что я знаю, кто находится под броней, и этот кто-то интересен мне, симпатичен и дорог.

Продолжение читайте в моей книге «Бизнес и/или свобода».

-2