В 1975 году Министерством гражданской авиации СССР принимается решение о начале эксплуатации самолетов Ту-154 и Ил-76 в Красноярске. Для этого в аэропорту Красноярск проведены работы по удлинению взлетно-посадочной полосы, которые закончены в мае 1976 года.
19-20 мая 1976 года с целью приемки ВПП и оценки способности наземных служб к приему лайнеров типа Ту-154, ГосНИИ ГА с группой специалистов совершило технический рейс Ту-154 СССР-85043 из московского аэропорта Шереметьево в Красноярск. По результатам проверки аэропорт Красноярск был допущен к приему и обслуживанию самолетов типа Ту-154. И в ночь с 19 на 20 августа 1976 года авиаторами Урала на машине 85040 начались регулярные пассажирские рейсы Ту-154 по маршруту Свердловск — Красноярск.
И вот, наконец, настал торжественный день — 28 сентября 1976 года в 10:30 по московскому времени красноярский экипаж в составе: командир В. Евреимов, второй пилот С. Заболотный, штурман Г. Ермолаев, бортинженер П. Смирнов, привели с куйбышевского авиационного завода свой первый Ту-154Б СССР-85174. В составе экипажа был пилот-инструктор Ульяновской школы высшей летной подготовки В. Червон. Как вспоминал позже Виктор Лукич Евреимов, выбор его экипажа для осуществления первого полета красноярского Ту-154 был делом случая — все экипажи достойно прошли переобучение на новый лайнер.
Принимал самолет в аэропорту начальник Красноярского управления гражданской авиации Анатолий Трофимович Халин. Вскоре начались тренировочные полеты, а 30 октября был выполнен технический рейс из Красноярска в московский аэропорт Домодедово. 28 декабря 1976 года красноярские пилоты получили в свое распоряжение второй новый Ту-154Б СССР-85184, что позволило начать пассажирскую эксплуатацию «полтинника» в Красноярске. Первый рейс с пассажирами 148/147 по маршруту Красноярск — Свердловск — Москва оторвался от ВПП аэропорта Красноярск в 12:15 московского (в 16:15 местного) времени в субботу, 1 января 1977 года. Через шесть часов и пятнадцать минут лайнер совершил посадку в московском аэропорту Домодедово. 12 января в Москву был пущен второй рейс на Ту-154 №154/153.
В 1977 году аэропорт города Норильска готовился к приему «сто пятьдесят четвертого». 26 апреля с целью проверки взлетно-посадочной полосы и наземных служб готовности к приему нового реактивного лайнера, красноярский самолет и экипаж во главе с командиром корабля А.М. Карповым и технической комиссией на борту выполнил технический рейс из Красноярска в аэропорт Норильск. По результатам проверки норильский аэропорт был допущен к приему и обслуживанию Ту-154, а 15 мая 1977 года рейсом 2249/2250 начались регулярные рейсы из Москвы. Линию обслуживало внуковское авиапредприятие.
В течение 1977 года Красноярский авиаотряд получил в свое распоряжение Ту-154Б: 85160, 85194, 85201, 85202 и 85213.
Это позволило открыть несколько новых рейсов. Один из них — рейс 170/169 Абакан — Свердловск — Москва (Домодедово). Самолет под него подавался из Красноярска в Абакан рейсом 3617.
В июне 1977 года был открыт новый рейс из Красноярска в Москву через Челябинск. В июле 1977 года Ту-154 заменил Ил-18 на трассе Красноярск — Ташкент. А с 1 ноября 1977 года «сто пятьдесят четвертый» полетел из Красноярска в Норильск.
В 1978 году Красноярский ОАО получил в свое распоряжение еще четыре Ту-154Б. В этом году открыты рейсы из Красноярска в Ленинград через Горький, Хабаровск и Киев через Уфу. В самом начале летней навигации 1978 года Ту-154Б заменил Ил-18 на популярных курортных направлениях в Сочи и в Минеральные Воды. В первом случае промежуточная посадка делалась в Куйбышеве, во втором в Оренбурге.
Весной 1979 года КОАО получил свой первый Ту-154Б-2, регистрационный номер СССР-85324. Всего до конца 1979 года в Красноярск поступило семь Ту-154Б-2, номера 85324, 85327, 85338, 85343, 85352, 85384, 85386. Пополнение флота позволило в 1979 году заменить Ил-18 на многих популярных направлениях: Красноярск — Оренбург — Минеральные Воды — Симферополь (летом рейс выполнялся без посадки в Минеральных Водах), Красноярск — Алма-Ата — Ташкент, Красноярск — Чита — Владивосток, Красноярск — Челябинск — Ростов на Дону.
В 1980 году абаканское авиапредприятие подготовило свои экипажи и стало выполнять самостоятельные полеты на Ту-154. Сами самолеты абаканцы брали в Красноярске в аренду, как тогда принято было говорить, «методом кооперации». Обмен самолетов происходил в Московском аэропорту Домодедово, после чего машины использовались на рейсах Москва — Абакан, Москва — Кызыл, Абакан — Сочи и непродолжительное время на рейсе №45/46 Москва — Абакан — Благовещенск. Красноярские пилоты не любили эти обмены, так как в Москву они летели на полностью исправных самолетах, а обратно, зачастую, забирали самолеты с техническими проблемами.
17 апреля 1976 года в Емельяновском районе началось строительство нового аэропортового комплекса, который поначалу назвали «Красноярск-2». Согласно проекта, аэропорт должен был принимать все типы воздушных судов, эксплуатировавшихся в те годы в Аэрофлоте СССР, включая межконтинентальный лайнер Ил-62. Аэропорт был построен за четыре с половиной года: 25 октября 1980 года здесь приземлился первый самолет Ил-62М из Москвы. 1 августа 1980 года в Красноярске для работы на самой современной в те годы авиатехникой создан летный отряд №400, в который перевели все Ту-154.
Флот из аэропорта «Северный» переезжал в Емельяново постепенно. В 1982 году там базировались все Ил-62 и половина Ил-18. Все Ту-154 и вторая половина Ил-18 выполняли рейсы из Северного. К 1 января в Северном остался один рейс — 3607/3608 на Ту-154 в Норильск и три рейса на Ил-18: 3523/3524 в Якутск, Магадан и 3603/3604 с 3605/3606 в Норильск. Полностью рейсы на Ту-154 перекочевали в Емельяново 20 апреля 1983 года, рейсы на Ил-18 — к концу 1983 года. Дольше всех из тяжелой реактивной техники продержались в старом аэропорту грузовые Ил-76. Они совершили свой «переезд» в Емельяново в 1985 году. При этом, по воспоминаниям В.В. Ершова, тяжелые формы на Ту-154 продолжали делать в Северном до конца 1985 года, гоняя для этого самолеты из одного аэропорта в другой и обратно. В январе 1986 года в старом аэропорту отрезали часть ВПП под автомагистраль к новому мосту и полеты тяжелой техники туда стали невозможны. В городе остались рейсы только на Як-40 и Л-410.
28 апреля 1990 года Красноярск получил свой первый новый Ту-154М. Решение о приходе Ту-154М в КУГА было принято ещё в конце 1986 года, и более трех лет красноярским пилотам пришлось ждать новых лайнеров с завода в Куйбышеве. Как и соседи из Новосибирска и Иркутска, красноярские авиаторы стали ставить «Эмки» в первую очередь на самые дальние рейсы, из базового аэропорта и Норильска в Краснодар, Сочи и Симферополь. В.В. Ершов в своих книгах вспоминал, что на беспосадочном рейсе из Красноярска в Москву Ту-154Б перевозил 120-130 пассажиров при заправке 31 тонны топлива. Ту-154М на том же самом маршруте мог перевозить уже полный салон, 164 пассажира и тратил при этом 29 тонн топлива.
До 31 декабря 1991 года Первый Красноярский ОАО получил одиннадцать Ту-154М. И ещё один Ту-154М, СССР-85636 был временно с 5 июня по 1 июля 1990 года прикомандирован из УВАУ ГА для оказания помощи в учебных полетах отряда. Всего же, если считать 85636, через Красноярск в 1976 — 1991 годах прошло 43 Ту-154 модификаций «Б», «Б-2» и «М».
Эпилог. Самолеты как люди
Благодаря произведениям ветерана красноярского авиапредприятия Василия Васильевича Ершова, мы знаем не только сухие технические цифры, но и впечатления пилотов и наземных служб о тех или иных самолетах. Казалось бы, все машины собраны на заводе по единому стандарту и не должны ничем отличаться друг от друга. Но это не так. Каждый самолет имел целый набор своих достоинств и недостатков, одни машины летчики любили, других старались избегать. Согласно воспоминаний Василия Васильевича, любимыми Ту-154 в 400 отряде были 85386, 85489 и 85529. Остальные распределялись так: 85178 — «легкая», 85191 — «дубок», 85324 — падает на посадке, 85327 — ведет влево при пробеге, 85352 — тяжелый нос, 85417 — «кривая», 85418 — падает на посадке, у 85505 повышенный расход топлива. У 85519 слишком передняя центровка, приходится специально нагружать хвост. Но самые нелюбимые среди летчиков, со слов В.В. Ершова, были 85124 и 85138. У них было ограничение по скоростям и летчики называли их «коряги».
Справочные данные:
Список Ту-154 всех модификаций, когда-либо работавших в Красноярске с 1976 по 1991 гг:
85124, 85134, 85138, 85160, 85165, 85174, 85178, 85181, 85184, 85194, 85195, 85201, 85202, 85213, 85223, 85324, 85327, 85338, 85343, 85352, 85384, 85386, 85417, 85418, 85458, 85468, 85480, 85489, 85505, 85519, 85529, 85636, 85672, 85676, 85678, 85679, 85681, 85682, 85683, 85694, 85702, 85704, 85708.
Хронология открытия рейсов КУГА из Красноярска:
Направление/годы работы
Абакан 1977, 1980
Алма-Ата 1980 - 1987
Алма-Ата через Караганду 1988
Владивосток через Читу 1979 -
Запорожье через Горький 1985 -
Иркутск 1984 -
Киев через Уфу 1978 — 1983
Краснодар через Уральск 1984, 1986
Краснодар через Оренбург 1985 -
Кызыл 1980 -
Ленинград через Горький 1978 - 1983
Ленинград через Пермь 1982 - 1983
Львов через Уфу 1985 -
Магадан через Якутск 1983 - 1984
Минеральные воды через Оренбург 1978 - 1984
Москва (Домодедово) через Свердловск 1977 - 1984
Москва (Домодедово) через Челябинск 1977 - 1979
Москва (Домодедово) через Тюмень 1982
Москва (Домодедово) 1977 - 1985
Норильск 1977 -
Одесса через Казань, Донецк 1980 - 1983, 1986
Одесса через Ульяновск, Днепропетровск 1982, 1986
Одесса через Казань, Днепропетровск 1983
Одесса через Ульяновск, Донецк 1984
Одесса через Уфу, Днепропетровск 1984
Одесса через Уфу, Донецк 1984
Одесса через Казань 1985
Одесса через Ульяновск 1985
Петропавловск-Камчатский через Якутск, Магадан 1985 -
Ростов на Дону через Челябинск 1979 -
Симферополь через Оренбург 1979
Симферополь через Актюбинск 1980 -
Сочи через Куйбышев 1978 -
Сочи через Абакан, Куйбышев 1983 -
Ташкент 1977 - 1978
Ташкент через Алма-Ату 1979
Тбилиси через Челябинск 1980 -
Хабаровск 1978 -
Хронология открытия рейсов КУГА из Абакана:
Направление/годы работы
Москва (Домодедово) через Свердловск 1977, 1980 -
Москва (Домодедово) через Куйбышев 1977
Москва (Домодедово) 1980 -
Сочи через Куйбышев 1980 — 1982
Хронология открытия рейсов КУГА из Кызыла:
Направление/годы работы
Москва через Красноярск 1980
Москва через Абакан, Свердловск 1981 -
Москва через Абакан, Челябинск 1984 -
Хронология открытия рейсов КУГА из Москвы (Домодедово):
Направление/годы работы
Благовещенск через Абакан 1983
Благовещенск через Челябинск, Абакан 1984 -
Благовещенск через Красноярск 1983 -
Мирный через Красноярск 1989 -
Полярный через Петропавловск, Красноярск 1988 -
Хронология открытия рейсов КУГА из Норильска:
Направление/годы работы
Краснодар через Уфу 1986 -
Сочи через Уфу, Краснодар 1984 - 1985
Сочи через Уфу 1986 -