Найти тему
Судострой

В Турции режут металл для плавучего дока «Атомфлота»

На верфи Kuzey Star стартовало строительство плавучего дока для обслуживания атомных ледоколов ФГУП «Атомфлот». Контракт заключен по результатам открытой закупки. Российские корабелы от участия в конкурсе на таких условиях воздержались.

Уже очень скоро у ФГУП «Атомфлот» будет собственный плавучий док, грузоподъёмность которого окажется достаточной для обслуживания универсальных атомных ледоколов проекта 22220, а также других крупнотоннажных судов в Кольском заливе. С появлением большого дока атомщикам не нужно будет срочно искать места для планового и внепланового обслуживания своих судов.

Атомный лихтеровоз-контейнеровоз в плавучем доке Канонерского судоремонтного завода в Санкт-Петербурге / Фото: Судострой
Атомный лихтеровоз-контейнеровоз в плавучем доке Канонерского судоремонтного завода в Санкт-Петербурге / Фото: Судострой

В Турции на уже хорошо знакомой россиянам верфи Kuzey Star (например, здесь строятся железнодорожные паромы для линии Усть-Луга – Балтийск) состоялась церемония начала резки металла для строительства плавучего дока для российской судоходной компании.

Док строится по проекту FD05, разработанному в «Морском Инженерном Бюро». Сооружение предназначено для проведения доковых ремонтов ледоколов и судов атомно-технологического обеспечения. В доке можно будет выполнять работы по ремонту подводной части корпуса, винто-рулевого комплекса, донно-бортовой арматуры, очистке и окраске корпуса, а также другие периодически необходимые операции.

Плавдок проекта FD05 имеет следующие основные технические характеристики:

  • габаритная длина – 220 м;
  • длина стапель-палубы – 200 м;
  • ширина – 48 м;
  • ширина стапель-палубы – 38 м;
  • рабочая осадка – 4,4 м;
  • максимальная осадка – 18,4 м;
  • глубина над кильблоками – 11 м;
  • грузоподъемность – 30 тыс. тонн;
  • экипаж – 30 человек.
Внешний вид плавдока проекта FD05 / Рисунок: Морское Инженерное Бюро
Внешний вид плавдока проекта FD05 / Рисунок: Морское Инженерное Бюро

Плавдок работает следующим образом. Для постановки судна плавдок притапливается с помощью балластных цистерн. Затем судно заводится в плавдок, выравнивается над кильблоками, и плавдок всплывает. Судно оказывается на кильблоках и над водой. Вывод судна из плавдока производится в обратной последовательности.

Для закачки и откачки воды из цистерн используются насосы, которые могут работать либо от береговой сети, либо от собственных дизель-генераторов. Для экстренных ситуаций предусмотрен аварийный дизель-генератор.

Наверняка, у многих возникает вопрос, почему такое важное сооружение как плавдок для атомных ледоколов строится в Турции? Ответ стоит искать в экономической плоскости. Ранее ФГУП «Атомфлот» добросовестно разыскивало поставщика плавдока среди российских верфей путем объявления конкурса с максимальной ценой 4,98 млрд рублей. Однако желающих не нашлось.

Зато когда был объявлен конкурс, в котором могли участвовать и зарубежные верфи, развернулась самая настоящая борьба между двумя турецкими и одной китайской компаниями. В результате контракт стоимостью 4,981 млрд рублей достался турецкой Kuzey Star.

Согласно условиям закупки, плавдок должен быть поставлен заказчику в конце 2023 года. Судя по предыдущему опыту работы турецких корабелов, стоит ожидать, что сроки будут соблюдены.