На верфи Kuzey Star стартовало строительство плавучего дока для обслуживания атомных ледоколов ФГУП «Атомфлот». Контракт заключен по результатам открытой закупки. Российские корабелы от участия в конкурсе на таких условиях воздержались.
Уже очень скоро у ФГУП «Атомфлот» будет собственный плавучий док, грузоподъёмность которого окажется достаточной для обслуживания универсальных атомных ледоколов проекта 22220, а также других крупнотоннажных судов в Кольском заливе. С появлением большого дока атомщикам не нужно будет срочно искать места для планового и внепланового обслуживания своих судов.
В Турции на уже хорошо знакомой россиянам верфи Kuzey Star (например, здесь строятся железнодорожные паромы для линии Усть-Луга – Балтийск) состоялась церемония начала резки металла для строительства плавучего дока для российской судоходной компании.
Док строится по проекту FD05, разработанному в «Морском Инженерном Бюро». Сооружение предназначено для проведения доковых ремонтов ледоколов и судов атомно-технологического обеспечения. В доке можно будет выполнять работы по ремонту подводной части корпуса, винто-рулевого комплекса, донно-бортовой арматуры, очистке и окраске корпуса, а также другие периодически необходимые операции.
Плавдок проекта FD05 имеет следующие основные технические характеристики:
- габаритная длина – 220 м;
- длина стапель-палубы – 200 м;
- ширина – 48 м;
- ширина стапель-палубы – 38 м;
- рабочая осадка – 4,4 м;
- максимальная осадка – 18,4 м;
- глубина над кильблоками – 11 м;
- грузоподъемность – 30 тыс. тонн;
- экипаж – 30 человек.
Плавдок работает следующим образом. Для постановки судна плавдок притапливается с помощью балластных цистерн. Затем судно заводится в плавдок, выравнивается над кильблоками, и плавдок всплывает. Судно оказывается на кильблоках и над водой. Вывод судна из плавдока производится в обратной последовательности.
Для закачки и откачки воды из цистерн используются насосы, которые могут работать либо от береговой сети, либо от собственных дизель-генераторов. Для экстренных ситуаций предусмотрен аварийный дизель-генератор.
Наверняка, у многих возникает вопрос, почему такое важное сооружение как плавдок для атомных ледоколов строится в Турции? Ответ стоит искать в экономической плоскости. Ранее ФГУП «Атомфлот» добросовестно разыскивало поставщика плавдока среди российских верфей путем объявления конкурса с максимальной ценой 4,98 млрд рублей. Однако желающих не нашлось.
Зато когда был объявлен конкурс, в котором могли участвовать и зарубежные верфи, развернулась самая настоящая борьба между двумя турецкими и одной китайской компаниями. В результате контракт стоимостью 4,981 млрд рублей достался турецкой Kuzey Star.
Согласно условиям закупки, плавдок должен быть поставлен заказчику в конце 2023 года. Судя по предыдущему опыту работы турецких корабелов, стоит ожидать, что сроки будут соблюдены.