Найти тему
MOTOBAZA.RU

Команда мотопроката: сколько людей нужно для налаженной работы

Оглавление

Этот пост – продолжение темы о типах внедорожных мотопрокатов. Напомним: мы рассмотрели 4 типа организации арендной площадки, для лучшего восприятия информации рекомендуем сначала ознакомиться с этой статьей. Теперь поговорим о персонале в каждом из этих случаев.

Первым был «Мотопрокат эндуро для своих», или бизнес для себя

Владелец преследует целью общение, новые контакты, его устраивает, если бизнес хотя бы выходит в ноль. Чаще всего это обеспеченные люди с высоким доходом, которые заинтересованы в единомышленниках и хотят прощупать новую для себя тему.

В данном случае персонал эндуро-проката «для души» может состоять из 1-2 человек:

  • сам владелец, выполняющий роль руководителя, гида, администратора, продвиженца в интернете и соцсетях (с очень тщательно фильтруемой целевой аудиторией);
  • механик на аутсорсе, который посещает технопарк по вызову или определенному графику.

Владелец может и не держать своего человека, а поставить свои 5 KTM (или другие брендовые аналоги) на базе какого-нибудь клуба и пользоваться услугами их персонала. Ему достаточно просто привести себе компанию и покататься.

Перейдем к варианту «Колхозстайл»

Здесь задача владельца срубить как можно больше бабла с минимальными вложениями средств. Из полученных от клиентов денег на развитие и зарплату сотрудникам возвращается 10%-15%. Персонал набирается по принципу «готов работать за еду и возможность покатать на прокатном мотоцикле».

Оплата труда в таких прокатах низкая, набираются молодые люди «на энтузиазме», но с минимальным опытом в теме. Иногда в таких прокатах можно встретить реальных специалистов, но они либо не задерживаются, либо работают, потому что аналогичного клуба с лучшими условиями в регионе больше нет.

Стиль управления владельца чаще всего авторитарный. В сочетании с невысокой зарплатой и отсутствием перспектив развития мотопроката это дает высокую текучку кадров. Это значит, что человек, работающий с клиентами, с большой вероятностью не разбирается в большинстве технических вопросов, не заинтересован в продвижении услуг и высоком уровне сервиса. Его приоритетная задача – развести гостя на максимально возможный чек, установка контакта с клиентом – «на отцепись».

Характерные признаки подобных контор:

  • активное привлечение клиентов за счет купонаторов типа Биглиона;
  • дробление на отдельные услуги предложений, которые, по сути, должны быть едиными.

Яркий пример последнего факта: допустим, вы приходите покататься по ценнику 500 руб/час. И тут вам начинают предлагать дополнительную аренду – шлем и мотоботы (500 руб), сопровождение инструктора (еще плюс 500 руб), наколенники, панцирь… В итоге у клиента набегает нехилый ценник, который превышает аналогичные услуги, предлагаемые в комплексе.

Владелец осуществляет надзор и закрывает кассу. Он же занимается вопросами ремонта, если технику не удается «доколхозить» своими силами. Чаще всего – это первичный ремонт, «лишь бы ездило». Замена таких частей как седло, грипсы, треснутые крылья осуществляют по остаточному принципу.

Команда состоит из 1-2 человек (в зависимости от парка), которые совмещают функции администраторов, гидов, механиков и подсобников. Четкого разделения обязанностей нет, уровень сервиса низкий. Обучением персонала никто не занимается, в лучшем случае кто-то из ребят заинтересован в саморазвитии и ищет информацию самостоятельно и бессистемно.

Удовлетворенность гостей – 50/50. Неискушенные люди могут впечатлиться самим фактом, что прокатились на «типа эндуро» (потому что закупают такие конторы самые дешевые питбайки и б/у мотоциклы «на убой»). Гости с критическим взглядом на происходящее быстро просекают подход к бизнесу, разочаровываются и часто вообще отказываются от внедорожных мотоциклов в качестве досуга.

В низкосортном мотопрокате вас может встретить некто, похожий на бандита - потребует деньги и документы в залог
В низкосортном мотопрокате вас может встретить некто, похожий на бандита - потребует деньги и документы в залог

К сожалению, именно безответственное отношение к ведению бизнеса отвращает потенциального клиента от направления в принципе. «Обжегся на молоке, потом на воду дует», - это как раз про клиента бизнеса в эндуро.

Время рассказать о команде профессионально поставленного эндуро проката

Здесь количество персонала будет меняться, в зависимости от уровня развития бизнеса. Стартап, выход на развитие, полная автономность всех бизнес-процессов.

Стартап

В начале пути комплектовать персонал по максимуму нецелесообразно, потому часто идет совмещение ролей. Например, владелец нанимает 2 помощников: механик занимается обслуживанием техники, а владелец и администратор параллельно берут на себя роль инструкторов. Оптимально, когда на старте в команде 3-4 человека:

  • управляющий (владелец);
  • администратор;
  • механик;
  • инструктор/эндуро гид.

При этом управляющий при необходимости может заменить администратора или инструктора. Заменить хорошего механика сложнее, потому должны быть контакты специалиста или сервиса, которых можно разово нанять в случае форс мажора.

Важно: организация кроссового проката несколько проще за счет локальной привязки базы к конкретной площадке.

Персонал для мотокроссового проката: управляющий, 2 тренера, администратор, механик.

Основными источниками прибыли здесь будут:

  • аренда мототрека;
  • стоянка, обслуживание техники «на постое»;
  • тренировки.

Прокат мотоциклов – вторичен, так как втянувшиеся спортсмены покупают собственные мото для тренировок.

Эндуро прокат имеет более сложную организацию и внутреннюю коммуникацию, так как маршруты более протяженные, а гиды должны постоянно оставаться на связи с базой.

Здесь стоит стартовать в составе:

  • управляющий (владелец) – может совмещать роли АХО, гида, администратора, заниматься рекламой;
  • администратор/ АХО/ первичное SMM;
  • механик (он же инструктор, АХО);
  • тренер/ инструктор/эндуро гид.

На начальном этапе стоит привлекать профессиональных рекламщиков, так как без опыта в этой сфере вы сольете гораздо больше бюджета, чем заплатите специалистам.

Раскрутка, выход на развитие

Как только дело запустилось, вы вышли на стабильный поток клиентов – в каждом случае это может быть разное количество времени – стоит нанять на постоянку механика. Этот человек теперь должен заниматься ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕМ. Это второй по важности человек после управляющего, без хорошего механика парк быстро придёт в негодность.

Для примера: если за выходные дни у вас проходит 10-20 гостей, вам будет достаточно команды из 3 человек – управляющий, механик, тренер.

Уже на этом уровне необходимо, чтобы на базе всегда оставался 1 человек – это механик.

Когда количество посетителей в выходной больше 20 человек, начинаются активные звонки, для внешней коммуникации вводится отдельная штатная единица – администратор. Это необязательно должен быть сторонний человек, может быть кто-то из близкого окружения (супруга, родственница), но она должна быть в теме, чтобы ответить за вопросы потенциального клиента, располагать и мотивировать на посещение вашего проката. При активном трафике администратор должен присутствовать на базе, чтобы встречать гостей, приехавших в том числе без записи.

Лучше всего гости воспринимают в качестве администратора именно девушек - это привычно, больше доверия.
Лучше всего гости воспринимают в качестве администратора именно девушек - это привычно, больше доверия.

Переход к автономности

На третьем этапе прокат работает с высоким трафиком. В эндуро становится актуальным еще один член команды – экипировщик. Если при малом и среднем потоке инструкторы и администратор еще могут справляться с выдачей комплектов экипа и ухода за ним, то при интенсивной загруженности времени физически не хватает.

Экипировщик занимается исключительно подготовкой, уходом и выдачей экипа – стиркой, сушкой, ремонтом, инвентаризацией, оценкой состояния, списанием. Часто этой штатной единицей пренебрегают, что серьезно сказывается на качестве сервиса в целом.

Увеличение нагрузки на прокат требует расширение штата – механики и тренеры/инструкторы.

  • 1 инструктор на группу до 4 гостей;
  • 1 механик на 7-10 единиц техники.
  • Для механиков желательно пригласить помощника – человека, который будет на подхвате для оперативного ухода за мотопарком и в случае ЧП сможет выехать на квадроцикле на маршрут для эвакуации пострадавшего райдера и техники.
У нас есть главный тренер, в его подчинении целая команда профессионалов. Всех можно посмотреть на нашем сайте
У нас есть главный тренер, в его подчинении целая команда профессионалов. Всех можно посмотреть на нашем сайте

На опыте Мотобаза.ру такая схема оптимальна для работы с азиатскими мотоциклами. При этом сложный ремонт японских мотоциклов стоит осуществлять в дилерских сервисах, самодеятельность может обойтись очень дорого. Недорогие прокатные «азиаты» обходятся сравнительно недорого, их детали проще заменить, не заморачиваясь с ремонтом.

Планка 70-100 человек за выходные

Мы не рассматриваем привлечение вспомогательных специалистов – «бэкофиса»: бухгалтер, дизайнер, верстальщик сайтов, SMM, копирайтер. Их функции может выполнять владелец либо делегировать их на аутсорсинг, если в окружении не найдется человека, готового эффективно выполнять эти обязанности.

В выходные и праздничные дни весь персонал эндуро проката выводится на работу. В «запару» владелец также присутствует на базе для контроля и помощи в решении сложных, конфликтных вопросов.

Задача владельца – снять с себя функции постоянно присутствующего на базе управляющего и заняться исключительно стратегическим планированием и продвижением бизнеса. Когда достигается постоянный высокий трафик, есть клиенты и высокая репутация приходит время дополнять команду «тяжеловесами» - управленцами:

  • финансовый директор – берет под контроль доходы, расходы, полностью контролирует бюджет, взаимодействует с бухгалтерией;
  • управляющий – оптимальный вариант, когда он «взращивается» из старшего механика, так как найти готового специалиста может быть проблематично.

Уже имеющиеся штатные позиции также доукомплектуются:

  • помощником экипировщика;
  • 2 помощниками механиков;
  • плюс 1-2 тренера, чтобы непосредственно на маршруте с клиентами работало 4 человека.

Это количество людей способно справиться с высоким трафиком посетителей до 100 человек в день. Подводя итоги, смотрим, как выглядит 100% функционирующая «полевая» команда профессионального эндуро проката без аутсорсинга:

  1. владелец;
  2. финансовый директор;
  3. управляющий;
  4. администратор;
  5. экипировщик + помощник экипировщика;
  6. старший механик, 2 механика и 2 помощника;
  7. 4 тренера/инструктора.

Итого нам нужно 15 человек, чтобы вести успешный бизнес в секторе аренды/проката внедорожных эндуро мотоциклов.

#персонал #аренда #мотоспорт #прокат мото #экстремальный спорт

#отдых в подмосковье #бизнес секреты #услуги #экспертное мнение #опыт работы