Во-первых, нужно помнить следующее. Вот я болею три дня, сколько буду лечиться? А если болею тридцать лет, тогда сколько?
Мы многие болеем такой болезнью, как осуждение. И практически всю жизнь. Так сколько лечиться-то нам? Как при диабете, может быть, придется поддерживать организм всю жизнь, не вылечиваясь до конца?..
Поэтому первое, что нужно: это проявить смирение и признаться себе, что, наверное, не скоро совершенным-то буду. И многие привычки со мной останутся до гроба.
И что дальше? Привычки, может быть, и останутся, а я их принимать не буду! Буду всегда в них каяться, у Бога прощения просить.
Напомню слова аввы Пимена Великого (4 в., Египет): «В последние времена люди не будут жить праведно, не потому, что не захотят. Захотят! Но не смогут. И спасаться будут не праведной жизнью и подвигами, на которые будут не способны, а покаянием и терпением скорбей. И в Царствии Небесном будут выше нас и отцов наших».
Нам нужно помнить: идти бороться с профессионалами, бежать на длительную дистанцию в 70-80 лет, вставая рядом с молодыми, бессмысленно.
Каждый должен нести по жизни свой чемоданчик. Крест по силам брать. Не что хочешь, а что Бог даёт. Нам, последним поколениям перед кончиной века, нужно не мечтать о бесстрастии (это не для нас, богатыри – не мы), а том, как утвердиться в покаянии и благодушном терпении скорбей, с благодарностью, без ропота. Это важнее, в этом наше спасение.
А состояние бесстрастия – никого не осуждать, например, – из нас вряд ли кто вытянет уже…
Господь говорит: «в чём застану, в том и сужу». Да, страсти и грехи (в т.ч. осуждение) – грязь. Застанет нас Господь в грязи... но при этом будет важен и другой момент. Будем ли при этом слезами покаяния отмывающими грязь?
По проповедям и беседам о. Владимира Головина.
КАЮЩАЯСЯ ЖЕНЩИНА и ВЕЛИКАЯ СВЯТАЯ. Неделя прп. Марии Египетской