Сегодня мы расскажем вам об опасных водителях и о ситуациях на дороге, которых стоит избегать.
Самая большая ошибка начинающих мотоциклистов – это непонимание рисков, связанных с байком. Ведь это не двухколесная машина и не небольшой велосипед с мотором, а целый мир, который полон собственных ловушек. Есть только одна причина, которая приводит к авариям и смерти – это чувство “супермена” или банальная беспечность.
Любое падение является следствием выхода за пределы своих возможностей по управлению байком и по анализу окружающей обстановки. Сведя опыт сотен мотоциклистов, и проанализировав тысячи аварий, мы выделили пять главных пунктов, которые приводят к 90 процентам аварий со смертельным исходом или тяжелыми травмами.
Мнимая заметность мотоцикла
Сперва, хотим вас спросить, видите ли вы автора этого текста? Нет? А он есть. Начинающему мотоциклисту кажется, что его все видят, любуются его байком, завидуют. А благодаря прямотоку, знают о его движении за несколько километров. Но разочаруем вас.
Подавляющей массе водителей все равно, какой у вас “крутой джиксер”. Поэтому чтобы не попасть в ловушку мнимой заметности, помни следующее:
А) “Слепые” зоны в зеркалах авто
Когда вы находитесь сбоку сзади от машины, водитель вас не видит. “Мертвая” зона опасна тем, что мотоцикл попросту могут зацепить при маневре.
Б) “Мертвые” зоны в трафике
Если вы едете рядом с крупной машиной, которая закрывает существенную часть видимость дороги, то для попавших в эту зону водителей вы как автор этого текста, которого никто не видит. Один неосторожный маневр и пиши пропало.
В) Малые габариты мотоцикла
Это еще одна опасность, причем как физическая (ввиду попадания в “слепую” зону), так и психологическая (обычный водитель мыслит обычными категориями, поэтому, когда он ползет в пробке, то он не смотрит по зеркалам и не готов к тому, что в междурядье может кто-то появиться). Если незнание райдера этого факта усугублено комплексом супермена, то катастрофы не избежать.
Скорость и ускорение
Вышеупомянутая незаметность мотоцикла также обусловлена скоростью. Например, если вы прокрутите нашу статью “скролом” мыши в быстром темпе, то не успеете прочитать всех слов. Точно также и водитель автомобиля не успевает уследить за байкером, который перепутал дорогу с гоночным треком. Вот он бросил взгляд в левое зеркало и увидел крохотную точку на большом удалении, привычно он оценил скорость порядка 60-80 км/ч и, будучи полностью уверенный в безопасности маневра начал поворачивать.
Но скорость райдера была не 60, а 160 км/ч, поэтому как говорил Джеймс Мей: “Превышать скорость – это как портить воздух, нужно понимать, где это можно делать, а где нет”. В этом случае полезно пользоваться правилом 20-ти процентов. Это значит, что ваша скорость должна быть на 20 процентов выше скорости потока. А если машины стоят, то двигайтесь 20 км/ч, в этом случае нет длительного зависания в слепых зонах автомобилей, а благодаря небольшой скорости водители успевают заметить мотоцикл, сам же мотоциклист успевает отреагировать на резкие маневры машины в потоке или на открывшуюся дверь в пробке.
Страх
Да, страх также является причиной аварии. Войдя в поворот на скорости, к которой не готов обычный мотоциклист моментально ощущает в себе способность перекусить филейной частью железный лом. Чувствуя, что на привычных углах наклона его несет к обочине, он поворачивает голову и начинает рефлекторно смотреть на опасность, то есть на отбойник, а поскольку есть аксиома – “куда смотришь, туда и едешь”, то встреча становится намного более вероятной. Критической же становится ситуация попытки снизить скорость уже находясь в повороте.
Вторая ситуация – торможение. Когда перед мотоциклистом, через двойную сплошную начинает разворачиваться машина, он жмет на тормоза. Высокая скорость сближения порождает страх, райдер давит на тормоза все сильнее и сильнее, в итоге в панике блокируются колеса. Все это приводит к падению и бесконтрольному скольжению со случайным исходом.
Есть превентивный способ борьбы со страхом – это правило 70-ти процентов. Например, если вы знаете, что пройдете данный поворот на скорости 100 км/ч, снизьте ее до 70-ти. Полагаете, что дистанции в 30 метров до автомобиля достаточно – увеличьте ее еще на 10 метров.
Защитная экипировка
Многие мотоциклисты носят только часть защиты, некоторые, особенно летом, и вовсе ей пренебрегают. Этим смельчакам мы можем сказать только одно – асфальт в июле такой же твердый, как и в апреле или в сентябре. А вот какой-нибудь таксист, который решил развернуться через две сплошные полосы не знает, что вы выехали всего то на пять минут в ближайший магазин за хлебом.
Отсутствие анализа ситуации в режиме реального времени
Это то, что многие называют интуицией. Но никакие паранормальные способности здесь не задействованы, просто наш мозг обрабатывает намного больше информации в единицу времени, чем нам кажется.
Способность к такому целенаправленному анализу вырабатывается годами, поэтому мы приведем лишь перечень из 16-ти наиболее частых и опасных ситуаций:
- Поворот машины налево. Это самая опасная ситуация. Поэтому не обгоняйте левее левого и уж тем более по встречной полосе движения через двойную сплошную. Будьте осторожны и со встречными машинами. Многие советуют встретиться взглядом с водителем, который собирается сделать маневр. Но это не работает. Рекомендация - смотрите на передние колеса машины.
- Еще одной частой причиной аварий на мотоцикле является неправильное положение на полосе. Если вы двигаетесь в правой части своей полосы, то становитесь не видимым для попутных машин, которые идут на обгон. Они могут просто напросто перестроиться в вас, просто не заметив. При движении по центру полосы, райдер рискует попасть в открытый люк или любое другое препятствие, которое впереди идущее авто пропустит между колес. Поэтому безопаснее всего держаться левой колеи, идущей, впереди машины, так чтобы видеть, впереди и сзади идущий поток.
- Дождь. В первые его минуты дорога скользкая, так как вода поднимает на поверхность укатанные машинами пыль и масло, создавая при этом тонкую и скользкую пленку. Только через 20-30 минут хорошего дождя асфальт очистится.
- Даже опытные мотоциклисты иногда забывают, что новая разметка намного более скользкая, чем асфальт. При попадании на нее воды она и вовсе становится как лед.
- Битум. Заделанные смолой трещины на дороге очень скользкие. Особенно если смола свежая и раскалена летним солнцем. Помните, если вам попадается участок дороги другого цвета, то чаще всего он будет более скользким.
- Езда ночью и в условиях плохой видимости. Найдите машину, которая едет с приемлемой скоростью, и двигайтесь за ней на безопасном удалении полевой колее ее колес, синхронно повторяя все маневры. Вы удивитесь, в какое количество ям удастся не попасть. Если встречное авто едет с дальним светом, то переведите взгляд вправо, на обочину, либо прикройте один глаз – это сильно снизит эффект ослепления.
- Торможение плотной колонны машин. Если едущий впереди автомобиль резко тормозит перед пешеходом, то следующий за ним водитель отреагирует с запозданием и так далее по цепочке. Если дистанции недостаточно, то водитель идущий последним на полной скорости впечатает всю колонну. Мотоциклист в среднем сидит выше автомобилиста, поэтому учитесь смотреть дальше и видеть больше. А при торможении помните, что едущий сзади дедушка на древнем москвиче или водитель Камаза, может не успеть, так же быстро остановиться. Поэтому при торможении будьте готовы резко уйти в междурядье.
- И последнее, немалая часть аварий происходит при езде с пассажирами. Даже если ваш гость обучен всем премудростям (об этом мы уже тоже писали ранее), вес и баланс байка все равно меняются. Поэтому необходимо немало тренироваться, чтобы эффективно тормозить и маневрировать, так же как и в одиночку. А если пассажир не обучен, то ситуация ухудшается многократно.
Разумеется, этот список далеко не полон и включает в себя только самые частые и опасные ситуации. Вы можете сами дополнять его по мере опыта.