Вот и подходит к концу неделя, которая в народной традиции называется Масленицей. Она посвящена дружеским встречам, гуляниям и общению с близкими. Даже некоторые из дней этой недели вошли в обиход с закрепленным родственным обозначением - тещины вечерки, золовкины посиделки.
Последний день Масленицы - воскресенье, которое традиционно в народе именуют Прощеным.
Сегодня "прощеный день", и будем просить прощенья: сперва у родных, потом у прислуг, у дворника, у всех. Вассу кривую встретишь, которая живет в "темненькой", и у той надо просить прощенья. Идти к Гришке, и поклониться в ноги? Недавно я расколол лопату, и он сердился. А вдруг он возьмет и скажет — "не прощаю!"?
Падаем друг дружке в ноги. Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи очистились.
(И.С. Шмелев "Лето Господне")
В церкви в этот день за богослужением читается отрывок из Евангелия о бессмысленности начинать дело личного духовного совершенствования, не примирившись прежде с ближними. Традиция эта родилась очень давно в Палестине.
В лавре святого Саввы существовала практика преодоления постного подвига в одиночестве. Монахи удалялись из своей обители в Иудейскую пустыню или даже за Иордан, собираясь вместе вновь лишь к празднику Входа Господня в Иерусалим. Впереди их ждала неизвестность, в пустыне их могли подстерегать львы или другие опасности. Монахи прощались друг с другом и не знали, увидятся ли они вновь, поэтому испрашивали друг у друга прощения, тем самым сохраняя мир с ближними и внутри себя пред возможной кончиной в этом путешествии.
Невзирая на то, что эта традиция имеет церковное происхождение, обычай просить в этот день друг у друга прощение широко распростанен не только в православном быту, но и в целом среди широких масс населения, ведь Масленицу в России празднуют даже неверующие. Эта чисто русская традиция может удивить представителей других ветвей христианства, где подобных обычаев не встретить. Действительно, когда даже незнакомые люди просят друг у друга прощение, причем не только лично, но и используя подручные средства коммуникации - отправляя рассылки по электронной почте или в мессенджерах, это выглядит очень необычно. Но все же при сохранении внешней формы, отношение к этому дню является формальным. Содержание кроется в истинном осмыслении прощения как попытке изменить себя через примирение с ближними и проявлении любви к ним.
Одновременно с этим в церкви вечером в Прощеное воскресенье совершается великая вечерня с чином прощения, с которой и начинается Великий пост, призывающий человека к переменам внутри себя. Чин прощения со стороны выглядит довольно любопытно. Настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение.
В церковнославянском языке воскресенье обозначается словом неделя, поэтому второе название Прощеного воскресенья - неделя сырная. В этот день, а также всю Масленичную неделю, церковный Устав позволяет есть только молочные продукты, яйца и рыбу. Смысл этого древнего обычая, зафиксированного уже в V столетии, в том, чтобы постепенно приучать ограничивать себя от вкушения мясных продуктов и "без печали переходить к великопостному воздержанию". Согласно преданию, обычай превратился в закон после обета, данного византийским императором Ираклием, который на протяжении почти двадцати лет вел изнурительную войну с персидским царем Хозроем, захватившим Святую землю. В случае победы византийский император обещал Богу отказаться от мяса ещё и в последнюю неделю перед постом. Соответственно, последнее перед постом воскресенье именуется еще также сыропустным - в этот день происходит "отпуст", то есть прекращение вкушения сыра и других молочных продуктов, а также яиц и рыбы.
В богослужебных книгах встречается еще одно название последнего дня Масленицы - Адамово изгнание. Следует это из того, что основная тема всенощного бдения в этот день - это грехопадение Адама и изгнание из рая.
Церковь призывает напомнить, что грехопадение произошло через невоздержание, вкушение плода, а послушанию и верности Богу человек может научиться через пост.
Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью… — перед постом?
(И.С. Шмелев "Лето Господне")
Культурное значение Прощеного воскресенья в том особом переплетении церковных традиций с народными обычаями, которые и создают неповторимую русскую идентичность.