Найти в Дзене
Инженерные чудеса!

Была ли в Союзе скорость? Автомобили-рекордсмены СССР.

Человек, с тех пор как встал на 2 ноги, всегда соревновался в скорости.

Сначала это обуславливалось необходимостью выжить, ведь только тот, кто убежал от тигра, сможет продолжить род. Затем, в процессе эволюции это переросло в спорт. Бег, скачки, гонки на колесницах, всё шло в ход. А уж когда появились механические транспортные средства, то гонки приобрели небывалый доселе размах, покорив все континенты.

Главным критерием всегда была скорость! Именно ей были подчинены все элементы конструкции гоночных «болидов» - хоть колесниц, хоть автомобилей. Естественно, это породило и соревнования по достижению максимальной скорости на том или ином транспортном средстве.

Первым официально зафиксированным рекордом скорости стал заезд паровоза конструкции Джорджа и Роберта Стефенсонов, носивший имя «Ракета». Без нагрузки во время мероприятия «Рейнхильские состязания» в 1829 г. паровоз показал скорость 56 км/ч.

Первым же автомобильным рекордом считается рекорд электромобиля «Жанто» конструкции Шарля Жанто. 18 декабря 1898 г. Под управлением графа Гастона де Шаслу-Лоба автомобиль развил немыслимые по тем временам 63,13 км/ч, а уже через месяц улучшен до 66,65 км/ч!

-2

Отсюда и начинается мировая история автомобильных гонок на достижение максимальной скорости.

А как же обстояли дела у нас на родине?

Начало своё отечественные рекорды берут ещё в Российской Империи, где они появились вместе с первыми автомобилями. Изначально это были гонки по маршруту, либо на километр с места. Специальные гоночные автомобили для достижения максимальной скорости появились в мире в 1924 г, а в СССР только в 1946 г.

Первым официальным всероссийским рекордом, зафиксированным Императорским Российским автомобильным обществом (ИРАО) стал рекорд Фрица Эрле, выступавшего на автомобиле «Benz-55/150». Во время пробега Санкт-Петербург – Рига – Санкт-Петербург в августе 1909 г. Его автомобиль достиг скорости 153 км/ч.

-3

А уже 27 мая 1913 г. на Волхонском шоссе под Санкт-Петербургом на верстовых гонках со стартом с хода были установлены сразу 3 всероссийских рекорда скорости. Отечественный автомобиль «Руссо-Балт» под управлением Ивана Иванова достиг скорости в 130 км/ч, что стало рекордом для отечественных автомобилей. Преодолеть его получится вновь лишь в 1937 г.

-4

Вторым рекордом, установленным в тот день, стал результат А. Римской-Корсаковой, которая на автомобиле Vaxhaul30/90 установила всероссийский рекорд скорости среди женщин, достигнув скорости в 111 км/ч.

Самым высоким достижением стал рекорд Франца Хёрнера, который на автомобиле «Benz-82/200» достиг скорости в 202,16 км/ч! Это была выдающаяся цифра, если учесть, что мировой рекорд на тот момент составлял 202,68 км/ч. Преодолеть эту скорость советским рекордсменам удастся лишь в 1951 г.

-5

После революции ситуация с автоспортом в молодом советском государстве была сложной.

Техника, завезённая в страну до революции, в отсутствии нормального обслуживания и запчастей приходила в упадок, а своих автомобилей не выпускалось.

Возрождение автоспорта началось в 1935 г., когда автоспортивное направление было передано в ведение Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта. Все предыдущие заслуги и результаты были аннулированы, и история началась с чистого листа.

До 1941 г. существовало 2 класса, автомобили с объёмом двигателя до 3500 см3 и свыше 3500 см3. Рекорды фиксировались заново, но были далеки от результатов не только мировых, но и дореволюционных. Так, например первым официальным рекордом стал результат 112, 852 км/ч, показанный Григорием Цветковым в 1935 г., который выступал на автомобиле ГАЗ-А со специальным обтекаемым кузовом.

-6

Видя успехи Цветкова, его коллеги стали создавать модифицированные автомобили, нацеленные на гонки. В 1937 г. на автомобиле ГАЗ-М1-Спорт Григорий Клещев показал скорость 142,068 км/ч., установив новый всесоюзный рекорд. Уже в этом году проявилась закономерность, что автомобили, созданные энтузиастами, зачастую оказывались быстрее заводских прототипов.

-7

Самым известным автомобилем того времени стал сконструированный инженером Горьковского автомобильного завода Евгением Агитовым автомобиль ГЛ-1. В 1938 г. автомобиль показал 147,844 км/ч, но судьи не засчитали результат по ряду причин. После модернизации 1940 г., в процессе которой был установлен 6-ти цилиндровый двигатель мощностью 100 л.с. и одноместный обтекаемый кузов, автомобиль показал 161,87 км/ч. Этот результат был зафиксирован официально.

-8

Большим потенциалом обладал и заводской автомобиль ЗИС-Спорт, показавший в 1940 г. в классе свыше 3500 см3 результат 162,5 км/ч. К сожалению, война не позволила реализовать потенциал этого прототипа полностью.

-9

После войны началась новая эра развития советских гоночных автомобилей.

Во-первых, появилось множество классов: до 350 см3, 350-500 см3, 500-750 см3, 750-1200 см3, 1200-2500 см3, 2500-3500 см3 и свыше 3500 см3.

Во вторых, началось создание специальных скоростных автомобилей.

Автомобили которые строились специально для гонок, совершенствовались с каждым годом, приобретая новые индексы, поэтому мы будем рассматривать их как один автомобиль, учитывая лучший результат самой быстрой модификации.

Самым результативным автомобилем в истории советских рекордов стал «Харьков-Л2» конструкции Эдуарда Лорнета.

-10
-11

Автомобиль имел V-образный двухцилиндровый четырёхтактный двигатель объёмом 484,5 см3 собственной конструкции Лорнета, имевшим мощность 80 л.с. Лонжеронная рама из труб, алюминиевые кузовные панели и независимая торсионная подвеска всех колёс – это позволило достичь массы в 340 кг. При разработке кузова Лорнет сотрудничал со специалистами по аэродинамике и автомобиль продувался в аэротрубе. Это позволило автомобилю достичь скорости в 286,169 км/ч, что стало в 1963 г. международным рекордом в этом классе.

В период с 1955 по 1967 г.г. на счету этого автомобиля 30 рекордов, из них 12 всесоюзных рекордов, также официально зарегистрированных как мировые. Интересным фактом является то, что рекорды были установлены в разных классах, так как на одно шасси Лорнет устанавливал разные двигатели однотипные по конструкции, но разные по объёму, от 250 до 750 см3.

Не менее успешным был и «младший брат» «Харьков-Л1» конструкции того же инженера, установивший 9 рекордов.

-12

Следующим выдающимся рекордным автомобилем был первый советский газотурбинный рекордный автомобиль «Пионер-1», «2», «2М» конструкции И.А. Тихомирова.

-13
-14

За основу был взят «Харьков-Л1» Э. Лорнета. Вместо поршневого двигателя были смонтированы две двухвальные газотурбины, мощность каждой из которых составляла 68 л.с., а после модернизации 80 л.с. Масса конструктивная – 485 кг.

Первый раз автомобиль принял участие в заездах в 1961 г., но так как класса газотурбинных автомобилей тогда не существовало, то рекорды не фиксировались. В 1962 г. такой класс был введён. Автомобилем было установлено 13 рекордов. Максимальная скорость составила 311,419 км/ч, и была зафиксирована как мировой рекорд 1963 г.

В классе автомобилей с объёмом двигателя до 2500 см3 большую известность имел автомобиль «Харьков», «Харьков-2», «3», «4», «5», конструкции Владимира Никитина. Был и «Харьков-6», но он выступал в классе до 2000 см3, т.к. в 1952 г. класс до 2500 см3 был упразднён.

Харьков-2
Харьков-2
Харьков-5
Харьков-5
-17

Несмотря на схожее название с автомобилем Лорнета, это была принципиально другая машина. Рама была заимствована от автомобиля ГАЗ-М1, двигатель и ряд других узлов и агрегатов были заимствованы у ГАЗ-20. Принципиальным отличием первых двух моделей от последующих являлось расположение двигателя. Первые модели были переднемоторными, а последующие располагали двигателем за пилотом в пределах колёсной базы автомобиля.

Лучшим результатом модели «Харьков-2» стала скорость 171,592 км/ч, «Харьков-5» показал результат в 202,179 км/ч, а лучшим закономерно стал «Харьков-6», показавший результат в 280,156 км/ч.

В классе до 1200 см3 интересным автомобилем был построенный энтузиастом Григорием Поповым на агрегатах автомобиля «Москвич-400» автомобиль «Шахтёр».

-18

Автомобиль имел рядный 4-х цилиндровый двигатель мощностью 30 л.с. Масса автомобиля составляла 600 кг. Автомобиль установил 8 всесоюзных рекордов, а максимальная зафиксированная скорость составила 132,023 км/ч.

Были и интересные рекордные автомобили на базе ГАЗ-20 «Победа». Например «Победа-Спорт» А. Смолина, установившая 6 рекордов. Моность двигателя была увеличена с 75 л.с. до 105 л.с. Также была усовершенствована форма кузова.

-19
Что скрывалось под капотом
Что скрывалось под капотом

Дальнейшим развитием «Победа-Спорт» стал автомобиль ГАЗ-Торпедо, в котором работа над аэродинамикой кузова была проведена ещё более тщательно. В результате удалось увеличить скорость автомобиля со 150 до 165,9 км/ч.

-21

Интересным экземпляром являлся также ЗИС(ЗИЛ)-112/1. Автомобиль выступал в самом «тяжёлом» классе, объём более 3500 см3.

-22
-23

Автомобиль имел восьмицилиндровый V-образный двигатель объёмом 6 литров и мощностью 182 л.с. Однако и масса была существенной – 2750 кг. На дистанции 1 км с хода автомобиль развивал скорость 188,186 км/ч. На счету этого автомобиля 3 всесоюзных рекорда.

Рассказывать можно ещё долго, ведь были и автомобили ХАДИ, «Звезда», «Ленинград-Д», «Салют-М». Существовали и совсем экзотические ГАЗ-ТР.

ГАЗ-ТР 1954 г. с реактивным двигателем
ГАЗ-ТР 1954 г. с реактивным двигателем
-25
Москвич Г2
Москвич Г2
ХАДИ-7
ХАДИ-7

Но о них мы поговорим в следующий раз. А если хотите подробностей по автомобилям из этого рассказа – пишите в комментариях!

Спасибо, что прочитали эту статью, надеюсь, мне удалось познакомить вас с чем-то новым и интересным. В мире ещё много инженерных шедевров, и я постараюсь рассказать вам о них как можно больше!

А если вы подпишитесь на канал и поддержите меня лайком, я буду знать, что моя работа не прошла даром и мой материал кому то интересен. До новых открытий, друзья!

Авто
5,66 млн интересуются