Блестящий водопад тёмных волос, миндалевидные серые глаза… Она была самой красивой фрейлиной императрицы. Поэтому её и выбрали для принца. Но Лиджуан не могла долго наслаждаться своим особенным положением: пробные жены редко задерживались во дворце больше, чем на 2-3 года. Таков был суровый закон Запретного города.
Юношам императорского рода, особенно тем, кто должен был наследовать престол, следовало очень тщательно подбирать себе жену. «Красавиц – словно песчинок в море, - гласит древняя мудрость, - а нужно отыскать среди песка драгоценный камень!». Императрица должна была не только отличаться красотой, но и добрым нравом, благочестием, а ещё следовать всем правилам Запретного города. Поэтому перед тем, как вступить в брак, принцам предлагали… пробных жён.
Обычно их отбирали из девушек, которые уже находились во дворце. Так было гораздо проще – они знали внутренние правила императорского Двора, прошли необходимое обучение, успели зарекомендовать себя. Слишком дерзкие или слабые, непривлекательные или чрезмерно робкие отметались сразу. Кандидатуру «пробной жены» обычно утверждала императрица-мать.
Задачей такой временной жены было мягко подвести принца к новому этапу его жизни – семейной. Обучить, направить, подготовить. Как раз по этой причине кандидаток часто отбирали из тех, кто был немного старше императорских сыновей. Это могли быть прислужницы из древнего рода или, наоборот, девушки самого простого сословия. Лиджуан исполняла такую роль при Мяньнине – принце, который впоследствии стал восьмым императором династии Цин.
Императоры из маньчжурской династии Цин принесли много новых порядков. Они хотели издалека видеть, кто перед ними – враг или свой? В 1645 году принц Доргонь издал указ «Об обрезании волос». Каждый взрослый мужчина должен был обрить лоб и заплетать волосы в косичку. «Потеряешь голову, если оставишь волосы», - шутили в то время в Китае. А у нас, как мы помним, царь Пётр I брил бороды…
«Временная жена» знала, что её век недолог. Она получала дорогие подарки и привилегии, пока жила при Дворе, но, когда наставал черёд расставаться с принцем, девушку могли специально отвезти очень далеко. Пробная супруга не превращалась в постоянную! Как раз поэтому старались избежать особой привязанности наследника к его временной спутнице. В некоторых случаях её лишали жизни.
Ткань соскользнула,
Руку обнажая,
Браслетом тонким
Схвачена рука.
В прическе шпилька –
Птица золотая,
А пояс –
Изумрудная река.
Сверкают и играют
Жемчуга…
(Цао Чжи, перевод Л.Черкасского)
Традиции Запретного города тщательно сохранялись и оберегались. Даже император не мог противиться им. Например, посещать свою главную супругу – императрицу – он мог не чаще, чем раз в месяц. Считалось, что жена Сына Неба наделяет его особой энергией, которую нужно расходовать очень бережно. И для ее восполнения требуется время.
Пробная жена не должна была произвести потомство – за этим строго следили. При необходимости принимали меры (китайцы знали множество снадобий). Каждая встреча девушки с Сыном Неба или с принцем, тщательно записывалась в отдельную книгу. Появление наследников – привилегия постоянных жен, но отнюдь не тех, кто будет отослан. По сути, эти молодые женщины были «расходным материалом», ни на что не влияли и никаких решений не принимали.
Поэтому так мало известно об их судьбах – они появлялись на недолгое время, и потом исчезали, словно их не было. А упомянутый Мяньнин стал императором, у него было пять императриц, три Благородные супруги и еще три обычных. Одной из самых известных жен Сына Неба стала Сяоцюаньчэн, которая попала ко Двору в тринадцатилетнем возрасте.
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!