Задумывались ли Вы, как на севере происходит доставка почты, пенсий и т.д.? А ответ оказался простым. На машинах, но не простых, а на лыжах. Сегодня расскажу об одной из таких машин из страны советов.
Север-2 — советские аэросани, разработанные в 1959 году ОКБ Камова. Выпускались на авиационном заводе «Прогресс» в Приморском крае.
Напоминаю, что есть канал в телеграмме, где можно заранее узнать о новых материалах.
Установленный на лыжи кузов серийного автомобиля ГАЗ-М20 «Победа» с авиационным мотором АИ-14 мощностью 260 л. с. был превращён в быстроходный транспорт для северных районов страны в период зимнего бездорожья.
Средний пробег аэросаней «Север-2» составлял 13000 км в год при средней скорости движения 30 км/час на почтовых трассах. Маршруты аэросаней проходили по целинному снегу и торосистому льду в мороз до 50 °C; они работали вдоль Амура, обслуживая населённые пункты по берегам Лены, Оби и Печоры. Аэросанями «Север-2» выполнялись регулярные почтовые и пассажирские рейсы в районах Сибири, Дальнего Востока и Казахстана.
Первые послевоенные сани «Север-2» были по сути дела обычным кузовом автомобиля «Победа», установленным на лыжи, с авиадвигателем мощностью 260 лошадиных сил. Само появление в 1959 году новых аэросаней, было радостным. Создание этой машины оказалось дорогостоящим экспериментом, неудача которого была предопределена заранее. Дело в том, что сама идея использования для аэросаней кузова легкового автомобиля, сделанного из тонкого стального листа, вряд ли имеет право на жизнь. Достаточно сказать, что динамические нагрузки, которые испытывает фюзеляж аэросаней на снеголедяных трассах, в пять и более раз выше нагрузок, воспринимаемых автомобилем на дорогах.
Автомобиль представлял собою четырёхопорные аэросани с управляемыми передними лыжами; дополнительно усиленный и утеплённый. Кузов состоял из четырёх отсеков: под капотом – аккумуляторный; в передней части кабины – места водителя и почтальона; грузовой отсек имел складное сидение и находился в средней части кабины; моторный отсек — в задней части машины.
Приборный щиток — авиационного типа. Часть машин оборудовалась магнитными компасами и радиостанциями. Отопительная установка — автономная, обеспечивала обогрев ветровых стёкол и кабины, а также прогрев двигателя перед пуском при сильных морозах.
Вот что писала тогда по этому поводу, газета «Дальневосточный Комсомольск»: «Работники станции, которые обслуживают аэросани „Север-2“, нередко ругали авторов этих машин. На то были основания. В 1959 году один из заводов изготовил 100 машин „Север-2“. Они были разосланы в разные города страны, в том числе и в Комсомольск. Долгожданные машины себя не оправдали. Недостаточный объём кабины для почтового груза, непрочность кузова, ходовой части и многие другие недостатки подсказывали конструкторам мысль создать новые машины…».
На смену «Северам» в 1962 году пришли более универсальные, прочные и вместительные аэросани «Ка-30» вагонной схемы, созданные в Конструкторском бюро, возглавляемом Н.И.Камовым.
Наверно большинство читателей этой статьи "Победу" в живую не видели ни разу, но если Вы живете в Москве или заехали на выходные туда отдохнуть то предлагаю заглянуть в музей ВВС в Монино. Там кроме огромного количества самолетов стоит такая вот "Победа" с лыжами.
Спасибо за внимание! Ставьте лайки и подписывайтесь на канал и на телеграмм канал.
Еще статьи про автомобили:
- Три плюса и минуса нового Москвича 3
- Последний советский лимузин и первый российский. ЗИЛ и Aurus.
- Новый ПАЗик покоряет дороги России.