Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Необычный десерт коренных народов Дальнего Востока

То, что вы прочитаете далее, не всеми людьми может посчитаться как сладкий десерт. Если вы желаете почитать про сладости, этот текст может вызвать отторгающую реакцию и (или) неприятные ощущения.

Сегодня я расскажу про одно из важных блюд коренных народов Дальнего Востока России – ульчей, нанайцев, орочей, нифхов и некоторых других.
Почти у всех народов, живущих на Дальнем Востоке, важную роль в жизни играет море и его дары. Это и пища, и одежда (шкуры морских млекопитающих). Инструменты и оружие (из кости). Предметы бытового характера и многое другое. Нет ни одной сферы жизни у этих народов, которая не была бы связана с морем. Кулинария не исключение.
Блюдо, о котором я сегодня расскажу вам – студень из растертой рыбьей кожи с добавлением рыбьего жира и ягод. У разных народов оно называется по-разному, но все варианты очень схожи: моси (ульчи), мось (нифхи), муси (орочи), мосин (негидальцы). Да, на первый взгляд может показаться, что это не совсем десерт. Но данное блюдо имеет огромное значение в религиозных обрядах этих народов и традиционно считается угощением на праздничном столе.
Студень используется в религиозных обрядах при освящении нового жилища, при подготовке к новому рыболовному или зверобойному сезону, при упокоении душ утонувших соплеменников. Помимо вышеперечисленного студень был непременным угощением во время самого главного праздника у нивхов, ульчей и айнов — медвежьего праздника, который являлся важной частью религиозных представлений практически всех народов ДВ.

Русские познакомились с местным вариантом студня достаточно давно, и уже первые русские исследователи Приамурья, Приморья и Сахалина оставили свои описания по приготовлению данного блюда в своих трудах.

Так, российский этнолог и зоолог Леопольд Иванович Шренк совершил экспедицию на Амур и Сахалин в 1855-1856. Здесь он познакомился с кухней местных народов и оставил такое описание данного блюда: «Берут кожу с кеты или горбуши, крошат ее на мелкие кусочки, сильно разваривают и смешивают с рыбьим жиром. Таким образом получается род белого киселя, к которому в заключение прибавляют еще брусники. Все вместе образует тягучую массу, похожую на густую сметану. Я был свидетелем приготовления моси в Тебах на медвежьих празднествах, необходимую принадлежность которых это кушанье составляет. Его едят все присутствующие и предлагают медведю.»

Технология приготовления студня из рыбьей кожи представляла собой длительный и трудоемкий процесс. Хозяйка с вечера снимала кожу с юколы (сушено-вяленое мясо рыбы) и замачивала ее в котле на всю ночь. Затем сворачивала отдельно каждый пласт кожи и перевязывала его травинкой, укладывая эти свертки в специальное корыто для студня. После этого приступала к обработке каждого такого свертка: длинным узким ножом для изготовления юколы счищала с кожи остатки жира и чешуи, обрезала неровные края, помещая отходы в отдельную посуду. Обработанные таким образом шкурки промывались чистой водой, потом каждая по отдельности растягивалась руками, остатки чешуек поднимались, и их легко было удалить. В заключение женщина захватывала один конец кожицы зубами, левой рукой с усилием растягивала, при этом проводила ножом вдоль обеих ее сторон, от зубов к руке, окончательно очищая таким образом ее от всего лишнего. Подготовленные шкурки вновь перевязывались травинкой и ненадолго опускались в котел с кипящей водой, после чего начинался самый длительный и трудоемкий этап. С помощью деревянного песта, которым служил перпендикулярный сучок, отделенный от дерева вместе с куском ствола, разваренные рыбьи кожи предстояло растереть в однородную массу. Делали это в специальном большом корыте, которое нивхи называли моссайн’ох’, ульчи — орн. Далее женщина при растирании кожи в корыте добавляла туда воду, в которой она варилась, и жидкий тюлений жир. Когда масса приобретала однородность, сильными бросками она всыпала внутрь студня ягоды голубики, и через какое-то время мос становился желеобразным и готовым к употреблению.

Студень из рыбьей кожи относился к главным блюдам на больших родовых праздниках, в том числе на медвежьем празднике. В этом случае студень делали специально для медведя, которого нивхи и ульчи отлавливали в лесу и в течение нескольких лет держали в специальных срубах вплоть до проведения медвежьего праздника.

Заметка основана на статье Глебовой Елены Викторовной «Ритуальный студень из рыбьей кожи в культуре коренных народов Нижнего Амура и Сахалина». Для желающих более подробно ознакомиться с данным блюдом статья прикреплена снизу. Спасибо за внимание!

Статья Дениса Зуянова