AH-1 «Кобра» во время Вьетнамской войны, показал насколько может быть эффективным ударный вертолет в уничтожении наземных целей и в сопровождении транспортных винтокрылов. С учетом быстрого развития науки и техники, армия США не видела в «Кобре» перспективу наращивания огневой мощи и летных характеристик.
По этой причине стартовал амбициозный проект «Локхида» - AH-56 Cheyenne. Вертолет имел футуристический облик, а требования заказчика к ЛТХ и вовсе были ранее недосягаемые для такого вида техники. Все это привело к чрезмерно высокой стоимости проекта, а его реализация была не под силу военному бюджету США, истощенному после конфликта во Вьетнаме.
Но необходимость в ударном вертолете не исчезла. В 1972 году запускают программу Advanced Attack Helicopter (AAH), которая должна была стать бюджетной альтернативой AH-56 «Шайенн». Будущий противотанковый вертолет разрабатывался в одно время с многоцелевым вертолетом (UH-60 Black Hawk), и перед разработчиками стояла задача унифицировать двигатели и систему вооружения для вертолетов разного назначения.
В программе «AAH» приняли шесть крупнейших авиастроительных корпорация: «Боинг-Вертол», «Грумман», «Белл», «Хьюз», «Локхид» и «Сикорский». Отбор конкурсантов проходил по правилам классического тендера. Спустя время комиссия определила два явных лидера: «Белл» и «Хьюз», именно они получили контракт на постройку опытных прототипов. В начале небольшое преимущество имели специалисты из фирмы «Белл», так как они пошли по пути “наименьшего сопротивления” и создали машину на основе проверенной AH-1 «Кобра». А вот «Хьюз» - решили создать совершенно новую концепцию ударного вертолета.
Несмотря на то, что «Белл» опережала сроки постройки опытного образца, и все думали,что именно YAH-63 первым поднимется в воздух. Однако «Хьюз» не собиралась просто так сдаваться. В итоге они опередили своих конкурентов на один день, и 30 сентября 1975 года прототип YAH-64 - поднялся в небо. Череда испытаний показала, что вариант «Хьюза» не только превзошел конкурента по ЛТХ, но и пробил планку необходимых требований программы «Advanced Attack Helicopter».
В конце 1976 года YAH-64 объявляют победителем конкурса и принимают на вооружение под новым обозначением AH-64 «Апач». Но работникам «Хьюза» рановато было расслабляться, аппарат имел массу конструктивных и технических проблем, которые пришлось решать на протяжении семи лет. Лишь в 1983 «Апач» довели до логического завершения и получили долгожданное разрешение на полноценный запуск серийного производства. Ради производства AH-64 - построили специализированный завод в городе Месса штат Аризона.
Интересные факты
- AH-64 Apache использовали в фильме «Огненные птицы» или «Крылья Апачи» в главной роли с Николасом Кейджем. Кино стало своего рода альтернативой на популярную картину «Лучший Стрелок» с Томом Крузом.
- На легендарной 16-битной приставке Sega Mega Drive II в 1992 году выходит шутер Desert Strike: Return to the Gulf, где герой пилотирует «Апач» выполняя различные миссии.
- Gunship - это симулятор вертолета AH-64 Apache, выпущенный Microprose в 1986 году. Коммерчески успешный проект в 1991 - реализовали в Gunship 2000 (продолжение).
- Х/ф «Невероятный Халк». AH-64 использовался в попытке подавить буйного Халка, однако конфигурация вооружения была весьма необычной. Несмотря на то, что у него есть стандартная 30-мм пушка M230 (установленная в носовой нижней части фюзеляжа), вместо этого вертолет атакует двумя миниганами закрепленные на пилонах.
- В фильме 2009 года «Бросо́к ко́бры» AH-64 обеспечивают воздушное прикрытие конвоя с оружием на основе нанотехнологий.