Найти тему
КОРАБЕЛ.РУ

Размер имеет значение, но больше не всегда значит лучше в случае кораблей

Оглавление

Суперконтейнеровозы напугали портовиков и службы, курирующие каналы! Но судовладельцы, которые хотят сэкономить на перевозках, активно поддерживают тенденции увеличения габаритов транспортных судов и хвастаются своими хм... размерами.

В условиях жестких ограничений пандемии большей части крупнейших портов мира не удалось справиться с проходящими через них контейнерными грузопотоками. Как итог, на рейдах то и дело образовывались гигантские судовые пробки, а общая сумма штрафов за простои и задержки только за первое полугодие 2021 года удвоилась по сравнению с аналогичным периодом 2020. Согласно подсчетам экспертов Container xChange для двадцати крупнейших портов мира с начала текущего года перевалка одного контейнера в среднем подорожала более чем на $600.

Дополнительным фактором риска при сложившихся обстоятельствах является неготовность портов к приему и обслуживанию суперконтейнеровозов, которые уже работают на международных линиях мультимодальных перевозок и продолжают сходить со стапелей.

Получается, что суда нового типа строится, но инфраструктуру под них никто не меняет?

Если первые контейнеровозы представляли собой специализированные суда переделанные, преимущественно из танкеров или балкеров и были рассчитаны на прием не более 1000 TEU, то за последующие 50 лет их грузоподъемность выросла почти на 1500%!

Например, такие гиганты как COSCO Shipping Universe OOCL Hong Kong, Madrid Maersk при длине до 400 метров и ширине до 58 метров, почти 16-метровой осадке вмещают по 20 000 ТЕU каждый. В ближайшие же годы ожидается передача заказчикам таких же и еще более крупных судов.

Рынок безжалостно требует все больше и при этом более крупных судов, на которые можно загрузить все большее число контейнеров – только таким образом судовладельцы могут надеяться победить в конкурентной борьбе за грузопотоки. Судостроители приветствуют увеличение количества и стоимости новых высокотехнологичных заказов, а вот портам дальнейшее быстрое пополнение флота супер-контейнеровозов обещает дополнительную головную боль. В дополнение к значительному увеличению причального фронта и соответствующему наращиванию погрузочно-разгрузочных мощностей, прием подобных судов требует оперативного проведения масштабных дноуглубительных работ.

Новый контейнеровоз на стапеле / Фото из сети
Новый контейнеровоз на стапеле / Фото из сети

В своих опасениях портовики не одиноки: не меньшую тревогу все возрастающие размеры контейнеровозов вызывают и у операторов основных трансконтинентальных мировых каналов. Примером проблемы служит до сих пор незабытый контейнеровоз Ever Given, перекрывший Суэцкий канал. Похожие проблемы некоторые прогнозируют и Панамскому каналу.