Найти тему
В небе и космосе

Почему "ЯК-152" не пошел в серию, или кто имеет влияние на Минпромторг?

Каким образом, в настоящее время, происходит начальная подготовка пилотов для ВВС? Мировая практика показывает, что первоначальную подготовку пилотов легче и дешевле начать с обучения пилотированию на турбовинтовых УТС, а уже окончательную подготовку делать на турбореактивных УТС. Такв США (а так же в Израиле, Германии, Мексике и в Ираке) для первоначального обучения пилотов используется турбовинтовой, двухместный УТС «T-6 Texan II». Турбовинтовой двигатель в 1100 л.с. позволяет УТС развивать скорость до 500 км/ч. Поэтому, средняя стоимость одного часа полетав несколько раз меньше, чем если бы обучение начиналось с турбореактивного УТС: техническое обслуживание для обеспечения 1 часа полета турбовинтового УТС составляет порядка 1000 — 2000 $, а турбореактивного УТС уже до 10000 $. А на чем же происходит обучение пилотированию у нас, в России? К сожалению, на устаревших «L-39» и на турбореактивном, с двумя двигателями, «ЯК-130». Однако «Як-130» слишком дорог - и в производстве, и в эксплуатации. И вот, в 2016 году в воздух поднялся винтовой «ЯК-152», разработанный для первоначального обучения пилотов. На УТС «Як-152» установлен 500-сильный немецкий поршневой дизель «RED A03 V12» и он входит в комплекс, где на виртуальном тренажере можно обучаться как на «ЯК-152» так и на «ЯК-130». Однако, серийное производство не развернуто, т. к. МО не заключило контрактов на поставки «ЯК-152» в летные училища(кстати, заказчиком разработки «ЯК-152» и было МО РФ), хотя он неоднократно участвовал в Международном аэрокосмическом салоне. Как же так получается, есть самолет, совместимый с УТС «Як-130», а в серию не идет? Завесу тайны приоткрыл форум «Армия-2021», где министру обороны С. Шойгу был продемонстрирован прототип нового УТС под наименованием «УТС-800», а разработчики самолета (УЗГА), в докладе министру сказали, что летный час на нем будет стоить около 25000 руб. УЗГА, УЗГА.... Вспомните историю с разработкой замены «АН-2»: были и Т-101 "Грач", и «Виконт V100», и «ТВС-2ДТС»... А кто выиграл конкурс на серийное производство? Никому, практически не известный УЗГА с его разработкой «ЛМС-901». Оказывается, еще в 2019 году был заключен контракт между Минпромторгом (Д. Мантуров) и УЗГА на проектирование турбовинтового УТС под наименованием «УТС-800». Вам не кажется, что слишком много совпадений: как за дело берется УЗГА, так его разработки идут в серию. Похоже, что это очередной распил бюджета и «УТС-800», от УЗГА, пойдет в серию, вместо уже летающего «ЯК-152». Но курсанты как обучались летать на устаревших «L-39» и на «ЯК-130», так и будут на них летать еще как минимум лет 5.

Статья вас заинтересовала?

Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей авиации и космоса.