Найти тему
(JTK)-Just in the know

Су-35 истребитель нового поколения

Введение

   Су-35БМ (рис.1) — российский реактивный сверхманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++, разработанный в ОКБ Сухого, является глубокой модернизацией платформы Т-10С.

    Официально истребитель не имеет в названии буквенных обозначений, однако, во избежание путаницы с первым вариантом Су-35, обозначается как Су-35БМ, поскольку имеет заводской шифр Т-10БМ, а серийные самолеты для ВВС России обозначаются как Су-35С.

    Некоторые эксперты указывают на то, что по совокупности своих характеристик истребитель Су-35С может считаться истребителем пятого поколения, так как удовлетворяет требованиям к истребителям 5-го поколения так же, как и F-22.

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. История создания самолета

В истории нашей авиации было два самолёта Су-35. В начале 90-х годов прошлого века на международных авиасалонах демонстрировался самолёт Су-27М, заводской индекс Т-10М, который представлял собой проделанную в 80-х годах коренную модернизацию базового Су-27. Это была первая попытка сделать из перехватчика многофункциональный истребитель.

В самом начале 80-х гг., когда только еще выходили на испытания первые истребители Су-27 серийной компоновки, возникла идея разработать на базе этого самолета модификацию с более широкими боевыми возможностями. Су-27 изначально задумывался как истребитель-перехватчик авиации ПВО и военно-воздушных сил, лишенный каких-либо ударных функций. В дальнейшем был проработан вариант оснащения самолета авиационными средствами поражения класса "воздух-поверхность" (авиабомбами и неуправляемыми ракетами), однако отсутствие в штатной системе управления вооружением С-27 специализированных средств для обнаружения и распознавания наземных целей, а также относительно невысокая эффективность неуправляемого оружия привели к тому, что Су-27 так и остался "чистым" истребителем. Вместе с тем высокие летные характеристики и, в первую очередь, большая дальность полета, подтвержденные на испытаниях, позволяли рассчитывать на то, что после оснащения более совершенным оборудованием и новым вооружением (в т.ч. управляемыми ракетами класса "воздух-поверхность" и корректируемыми авиабомбами) он сможет стать единым многоцелевым истребителем Военно-Воздушных Сил Советского Союза, способным в равной мере эффективно решать задачи поражения воздушных и наземных целей.

В 90-х годах с распадом СССР и последовавшим за ним экономическим кризисом, финансирование программы практически было остановлено, программа была заморожена (всего было выпущено 16 самолетов).

В начале нулевых годов, после смены политического руководства страны, были определены потребности отечественных ВВС в новых видах техники и спрогнозированы тенденции развития мировой боевой авиации, которые обозначили острую необходимость проведения радикальной модернизации тяжёлого Су-27 по сравнению с тем, что была сделана полтора десятилетия назад. Чтобы конкурировать с современными и перспективными американскими и европейскими истребителями, требовалось существенно модернизировать всю авионику самолёта и его вооружение, усовершенствовать конструкцию планера и заменить силовую установку на более мощную.

В 2005 году, когда была сформулирована концепция современного многофункционального истребителя, вернулись к индексу «35», который присвоили глубоко модернизированному Су-27. Поначалу истребитель обозначался как Су-35БМ - большая модернизация, потом название упростили до Су-35 с расчётом на зарубежных покупателей. Заинтересованность ВВС России, проявленная к этой машине, дала толчок к разработке варианта Су-35С - буква «С» традиционно обозначает варианты техники для поставок российской армии.

В 2006 году начато производство установочной партии Су-35С. Сборка первого опытного обновлённого самолёта Су-35С была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.

Первый полет опытного многофункционального истребителя Су-35С с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.

20 февраля 2008 года самолёт был представлен Высшему руководству в лице В.В. Путина и первому вице-премьеру, на тот момент, В.И. Зубкову во время их посещения города Жуковский.

   7 июля 2008 года Су-35С успешно совершил первый демонстрационный полёт в Жуковском. 2 октября 2008 года с аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю. А. Гагарина (КнААПО) поднялся в воздух второй лётный образец. На 23 марта 2009 года Су-35 совершил 100 полетов. 

    В рамках открывшегося 18 августа 2009 года в подмосковном Жуковском авиационно-космического салона МАКС-2009 заключена крупнейшая в России за последние десятилетия сделка по закупке боевых самолётов. В июле 2010 года Компания «Сухой» заявила о завершении предварительных испытаний Су-35С, о полном подтверждении установленных характеристик комплекса бортового оборудования и характеристик сверхманевренности и о готовности к прохождению государственных испытаний на боевое применение совместно с летчиками ВВС России.

    3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су – 35 (рис.2)

2. Назначение и основные технические характеристики самолета

   Сверхманёвренный многофункциональный истребитель Су-35С относится к поколению истребителей «4++» и предназначен для перехвата и уничтожения в дальних и ближних воздушных боях всех классов воздушных целей, борьбы за господство в воздухе, а также для поражения наземных и надводных объектов, прикрытых средствами ПВО и расположенных на значительном удалении от аэродрома базирования. В Су-35С использованы технологии истребителей пятого поколения. Он может летать и воевать в условиях, когда «классические» истребители поколения «4» и «4+» не могут эффективно вести боевые действия. Поколение «4++» является условным и указывает только на то, что по своим характеристикам эта машина вплотную приближена к истребителю пятого поколения.

     Истребитель Су-35 обладает следующими отличительными особенностями:

• Высокие маневренные характеристики, обеспечивающие превосходство в ближнем воздушном бою над современными и перспективными истребителями.

• Высокая эффективность действий в дальнем воздушном бою за счет радиолокационных и оптико- электронных систем с большой дальностью действия, широким полем обзора, и возможностью одновременного сопровождения большого числа целей, а также за счет наличия ракет «воздух- воздух» большой дальности.

• Возможность групповых действий в воздухе до 16 самолетов Су-35 с автоматизированным обменом информацией и распределением целей, в т.ч. в сетях авиационного терминала (АТ).

• Высокая эффективность действия по наземным и морским целям за счет высокой точности навигации, радиолокационных и оптико- электронных систем с большой дальностью действия, широким полем обзора и возможностью одновременного обстрела нескольких целей.

• Широкая номенклатура вооружения «воздух-воздух», «воздух- поверхность», «Воздух - РЛС» и «Воздух-корабль», большое число одновременно подвешиваемых средств поражения с использованием многопостовых балочных держателей.

• Высокая ситуационная осведомленность летчика за счет систем оптико-электронной и радиотехнической разведки, комплекса средств связи и информационного обмена, возможностей обзорно-прицельных систем самолета.

• Высокая выживаемость благодаря эффективному комплексу средств радиоэлектронного противодействия, а также возможности маловысотного полета самолета.

• Комплекс радиоэлектронного оборудования самолета с открытой архитектурой, находящийся под управлением единой информационно-управляющей системы, построенной с использованием резервированных многопроцессорных систем и высокоскоростных каналов информационного обмена.

• Сниженная нагрузка на летчика благодаря автоматизации процессов управления самолетом, «интеллектуальной поддержке» летчика информационно- управляющей системой, эргономичному информационно- управляющему полю кабины с реализацией концепции HOTAS.

• Безопасность и простота пилотирования благодаря комплексной цифровой системе управления самолетом.

• Большая дальность полета самолета без подвесных топливных баков благодаря аэродинамической компоновке и большому запасу топлива, а также возможность дозаправки топливом в полете.

• Повышенная автономность базирования самолета благодаря наличию встроенной силовой установки и бортовой кислорододобывающей станции.

• Простота эксплуатации за счет интегрированной системы встроенного контроля самолета.

• Увеличенный ресурс самолета и двигателя.

• Наличие комплекса наземных средств обучения и подготовки летного и технического состава.

• низкая радиолокационная заметность

    Основное назначение СУ-35 

1. Обнаружение и целеуказание: 4 наземные или 30 воздушных

2. Одновременный обстрел: ракетами с полуактивной головкой самонаведения (Р-27Р, Р-27ЭР) — не более 2 целей; ракетами с активной головкой самонаведения (Р-77, РВВ-АЕ, РВВ-СД, Р-37) — не более 8 

    ОЛС позволяет сопровождать 4 воздушные цели на дальности до 80 км. Су-35 имеет систему предупреждения о ракетном нападении (датчики ИК-диапазона).

   У Су-35 горизонтальное оперение расположено спереди, а рули поворота при посадке выполняют функцию воздушного тормоза становясь поперёк направления полёта.

   На Су-35С установлены модернизированные двигатели АЛ-41Ф1С, оснащённые всеракурсным вектором тяги и плазменным зажиганием. Эти силовые установки разрешают достигать скорости звука без применения форсажного режима. Новая вспомогательная установка вырабатывает переменный ток для бортовых потребителей и осуществляет наддув отсеков и кабины пилотов

    Заметность самолета относительно истребителей четвёртого поколения была снижена благодаря применению композиционных материалов и радиопоглощающих покрытий, также возможна установка радар-блокеров в воздухозаборники двигателей.

    Технические характеристики

1. Экипаж: 1 человек

2. Длина: 21,9 м

3. Размах крыла: 14,7 м

4. Высота: 5,9 м

5. Площадь крыла: 62,04 м²

6. Угол стреловидности по передней кромке: 42°

7. Шасси: трёхопорное, с передней стойкой, убирающееся против полета

8. Масса: пустого: 19т, нормальная взлётная масса: 25,5т, максимальная взлетная масса: 34,5т, масса топлива: 11,5т

9. Двигатель:

- тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (ТРДДФ с ОВТ). Модель: «АЛ-41Ф1С»;

-  тяга: максимальная: 2 × 8800 кгс, на форсаже: 2 × 14 500 кгс;

- правление вектором тяги: углы отклонения вектора тяги: ±15° в плоскости, скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с;

 - масса двигателя: 1520 кг.

   Лётные характеристики 

1. Максимальная скорость: на высоте: 2500 км/ч, у земли: 1400 км/ч;

2. Максимальная бесфорсажная скорость: >1300 км/ч;

3. Посадочная скорость 225-240 км/ч

4. Дальность полета: на высоте: 3600 км (без ПТБ, 4500 с ПТБ)у земли: 1580 км (высота 200м);

5. Скороподъемность: 280м/с

6. Продолжительность полета 2,2ч

7. Практический потолок: 20км;

8. Длина разбега (полный форсаж) /пробега (с нормальной взлётной массой, тормозным парашютом, использованием тормозов): 400/650 м;

9. Нагрузка на крыло: при максимальной взлётной массе: 611 кг/м², при нормальной взлётной массе: 410 кг/м²;

10. Тяговооружённость: при максимальной взлётной массе: 0,81; при нормальной взлётной массе: 1,14.

    Вооружение:

1. Пушечное 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 снарядов

2. Боевая нагрузка: 8т

3. Точки подвески: 12

4. Вооружение: 

а) Воздух-воздух: Ракеты воздух-воздух представлены практически всем спектром современных и перспективных российских ракет этого типа: большой (4 × Р-37M(РВВ-БД)), средней (до 12 х Р-77-1; до 2 х Р-27ЭТ) и малой дальности (6 × Р-73(РВВ-МД)),

б) Воздух-поверхность (воздух-земля): Противокорабельные ракеты (6 × Х-31Х-35У или 2 × Х-59М, Ракета воздух-земля большой дальности), высокоточные боеприпасы (6 × Х-29Т или Х-38Мхх, 5 х Х-59МК, 8 × КАБ-500КР(ОД), 3 x КАБ-1500КР(ЛГ)), неуправляемые боеприпасы, бомбы различного назначения (6 С-25 (НАР), 6 С-8) и калибра до 1500 кг.

   На истребителях Су-35С используется бортовая радиолокационная станция (БРЛС) Н035 Ирбисразработки НИИП им. В.В. Тихомирова, оснащенная фазированной антенной решеткой с двухстепенным гидроприводом.

     БРЛС обеспечивает большую дальность обнаружения воздушных целей – до 350 км по цели с ЭПР 3 м2. При этом двухстепенной привод позволяет отклонять полотно антенны на угол до 60° с сохранением всех энергетических характеристик излучения. А в сочетании с электронным сканированием, обеспечиваемым фазированной антенной решеткой, сектор обзора по азимуту составляет ±120°, что дает широкие возможности по выбору тактики применения самолета.

   Электронное сканирование обеспечивает одновременное сопровождение до 30 и одновременный обстрел до 8 воздушных целей с сохранением обзора пространства.

    БРЛС имеет также возможность картографирования земной поверхности с высоким разрешением, обнаружения наземных и надводных целей (в том числе селекцию подвижных целей), одновременного сопровождения 4 и обстрела 2 из них.

   При этом БРЛС позволяет одновременно сопровождать и обстреливать воздушные и наземные цели.

    С помощью БРЛС также реализуется полет на малой высоте с огибанием рельефа местности.

    Дополнительный канал обнаружения целей (в т.ч. обладающих пониженной радиолокационной заметностью) обеспечивается оптико-локационной станцией ОЛС-35 разработки АО «НПК СПП». Дальность обнаружения ОЛС-35 истребителя, летящего без включения форсажа, составляет 80 км в заднюю полусферу и 40 км в переднюю полусферу. При этом станция способна дискретно сопровождать до 4 воздушных целей одновременно.

     ОЛС-35 имеет тепловизионный и телевизионный каналы и обеспечивает обзор воздушного и наземного пространства с возможностью вывода изображения на индикатор лобового стекла.

     ОЛС-35 также обеспечивает поиск, обнаружение и сопровождение наземных целей с применением по ним АСП. Для применения АСП с лазерным наведением станция оснащена лазерным целеуказателем, а также пеленгатором лазерного пятна для применения АСП при внешнем подсвете цели.

    Измерение ОЛС-35 дальности до воздушных и наземных целей обеспечивается лазерным дальномером, граница зоны измерения которого составляет 20 км для воздушных целей и 35 км до наземных.

3. Аэродинамическая схема и природа создания подъемной силы крыла самолета

   Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме дополнительным передним горизонтальным оперением     Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме с дополнительным передним горизонтальным оперением и имеет так называемую интегральную компоновку. Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого удлинения, оснащенное развитыми наплывами, плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус.

Два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами типа АЛ-31Ф размещены в отдельных мотогондолах, установленных под несущим корпусом самолета на расстоянии друг от друга, позволяющем избежать их аэродинамического взаимовлияния и подвешивать между ними по схеме "тандем" две управляемые ракеты. Сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники расположены под центропланом.

Обтекатели шасси плавно переходят в хвостовые балки, служащие платформами для установки цельноповоротных консолей горизонтального оперения с прямой осью вращения, двухкилевого разнесенного по внешним бортам хвостовых балок вертикального оперения и подбалочных гребней.

Консоли дополнительного цельноповоротного переднего горизонтального оперения, установленные на наплывах крылах, служат для повышения несущих свойств планера и улучшения характеристик самолета на больших углах атаки.

Самолет спроектирован по концепции "электронной устойчивости" и не имеет традиционной механической проводки управления - вместо нее используется электродистанционная система управления (СДУ). Шасси самолета трехопорное, убирающееся, с одним колесом на каждой основной опоре и двухколесной управляемой передней опорой.

В головной части фюзеляжа цельнометаллической полумонококовой конструкции, начинающейся радиопрозрачным осесимметричным обтекателем антенны бортовой радиолокационной станции, находится носовой отсек оборудования, в котором размещены блоки радиолокационного прицельного комплекса (РЛПК) и оптико-электронной прицельной системы (ОЭПС), кабина летчика, подкабинные и закабинный отсеки оборудования, ниша уборки передней опоры шасси с одной створкой.

Кабина летчика герметизирована и имеет двухсекционный фонарь, состоящий из неподвижного козырька и открывающейся вверх-назад сбрасываемой части (створки) с большой площадью остекления, что обеспечивает хороший обзор во все стороны. Рабочее место летчика оборудовано катапультируемым креслом К-36ДМ 2-й серии, установленным с углом наклона спинки 30 град. Перед фонарем кабины со смещением вправо от оси самолета установлен визир оптико-локационной станции, а по бортам фюзеляжа в задней части кабины - аварийные (дублирующие) ПВД. В предкабинном отсеке слева размещена выпускаемая штанга системы дозаправки топливом в полете.

В подкабинных отсеках (центральном и двух боковых) размещены блоки радиоэлектронного оборудования. Головную часть фюзеляжа завершает закабинный отсек, в котором на типовых амортизированных стеллажах и этажерках размещен основной объем радиоэлектронного оборудования, а также патронный ящик с боекомплектом пушки.

В закабинном отсеке головной части фюзеляжа расположена ниша передней опоры шасси, убираемой вперед; амортизационная стойка с колесом и другими элементами конструкции передней опоры укладываются в убранном положении между стеллажами радиоэлектронного оборудования.

Для защиты радиоэлектронного оборудования закабинного отсека при выпущенной передней опоре шасси от набегающего воздушного потока при взлете и посадке установлены защитные кожухи; в процессе обслуживания радиоэлектронного оборудования эти кожухи снимаются, и объем, занимаемый нишей передней опоры шасси, превращается в эксплуатационный отсек, позволяющий производить осмотр, проверку и замену стеллажей-этажерок и отдельных блоков оборудования.

К стенкам закабинного отсека примыкают правый и левый наплывы крыла (були). В правом наплыве расположена встроенная скорострельная пушка калибра 30 мм с системой подачи боезапаса, выброса гильз и сбора звеньев; патронный ящик с боезапасом установлен поперек закабинного отсека и занимает часть наплыва и закабинного отсека у замыкающего головную часть фюзеляжа шпангоута позади передней опоры шасси. В правом наплыве выполнены специальные щели и жалюзи для охлаждения пушки, а для защиты обшивки от раскаленных газов при стрельбе в районе среза ствола установлен экран из жаропрочной стали. В левом наплыве крыла располагаются агрегаты самолетных систем и блоки радиоэлектронного оборудования. На наплывах крыла установлены консоли цельноповоротного переднего горизонтального оперения.

Головная часть фюзеляжа по конструкции представляет собой цельнометаллический полумонокок с поверхностью интегральной формы, с технологическим стыком по замыкающему шпангоуту. Силовая схема головной части фюзеляжа образована поперечным набором (шпангоутами) и работающей обшивкой, подкрепленной продольным набором - стрингерами и лонжеронами.

Средняя часть фюзеляжа компоновочно делится на следующие технологические агрегаты-отсеки:

• передний топливный бак-отсек, расположенный по оси симметрии самолета между головной частью фюзеляжа и центропланом; конструкция топливного бака состоит из верхней и нижней панелей, торцевых и боковых стенок и шпангоутов; на нижней поверхности бака-отсека установлены узлы стыковки с воздухозаборниками и узлы крепления пилона для подвески оружия, на верхней поверхности - узлы установки тормозного щитка и гидроцилиндра управления его выпуском и уборкой;

• центроплан (основной несущий агрегат самолета), выполненный в виде топливного бака-отсека с тремя поперечными стенками и рядом нервюр; на торцевых нервюрах имеются гребенки для стыка с консолями крыла; на нижней поверхности центроплана расположены узлы крепления основных опор шасси, мотогондол двигателей, пилонов подвески оружия; верхняя и нижняя поверхности центроплана выполнены в виде панелей (верхняя панель - клепаная из алюминиевых сплавов, нижняя - сварная из листов и набора профилей из титанового сплава);

• гаргрот, представляющий собой силовой агрегат, предназначенный для размещения коммуникаций и установки оборудования; гаргрот расположен над передним баком-отсеком и центропланом и в сечении разделен на три части - центральную и две боковые; часть гаргрота над передним топливным баком-отсеком занята тормозным щитком и гидроцилиндром его уборки-выпуска; для защиты коммуникаций, проходящих в гаргроте под тормозным щитком, от набегающего потока воздуха при выпущенном тормозном щитке под ним установлены защитные кожухи;

• передний отсек центроплана (правый и левый), расположенный по внешним сторонам переднего топливного бака-отсека и состоящий из носков центроплана и ниш колес основных опор шасси.

На верхней поверхности СЧФ установлен отклоняемый с помощью гидропривода безмоментный тормозной щиток большой (2.6 м2) площади. Угол отклонения щитка (вверх) 54 град. Выпуск тормозного щитка применяется для уменьшения скорости в процессе захода на посадку и при боевом маневрировании на приборных скоростях до 1000 км/ч.

Хвостовая части фюзеляжа компоновочно делится на следующие технологические агрегаты-отсеки:

• две силовые гондолы двигателей, компоновочно разделенные на две части (средние части мотогондол и мотоотсеки);

• хвостовые балки, прилегающие к внешним бортам мотогондол и являющиеся продолжением обтекателей основных опор шасси, служащие платформой для установки оперения самолета;

• центральную балку фюзеляжа, включающую в себя центральный отсек оборудования, задний топливный бак-отсек, законцовку центральной балки с контейнером тормозных парашютов и боковые ласты.

В средних частях гондол двигателей, расположенных под центропланом, находятся воздушные каналы двигателей; на силовом шпангоуте каждой средней части установлен замок выпущенного положения основных опор шасси, на нижней поверхности находятся узлы крепления пилона подвески оружия; в верхних внешних углах расположены агрегаты и коммуникации самолетных систем.

К силовому шпангоуту, замыкающему мотоотсек, пристыковывается съемный кок. Двигатель, установленный в мотоотсеке, снимается с самолета при помощи специальной тележки движением назад-вниз; для обеспечения замены двигателя хвостовой кок выполнен съемным, а последние два силовых шпангоута мотоотсека, в том числе замыкающий, - разомкнутыми. При демонтаже двигателей выносные коробки агрегатов остаются на самолете, что сокращает время замены двигателей. Эксплуатационные люки для обеспечения доступа к выносным коробкам самолетных агрегатов и основным агрегатам двигателей расположены в верхней части мотоотсеков.

Мотогондолы имеют полумонококовую схему с работающей обшивкой, подкрепленной поперечным набором (шпангоутами) и продольным набором (стрингерами).

Задняя часть хвостовых балок (левой и правой) выполнена силовой, на ее верхней поверхности оборудованы узлы крепления вертикального оперения и установлены бустеры стабилизатора, на нижней поверхности - узлы крепления подбалочных гребней, а на торцах - узлы подвески и привода горизонтального оперения. В левой и правой балках перед их силовой частью размещены отсеки самолетного оборудования. В центральном отсеке центральной хвостовой балки расположены агрегаты самолетного оборудования и систем силовой установки.

Центральная балка имеет две торцевые и три промежуточные силовые стенки, соединяющие между собой силовые шпангоуты разнесенных гондол двигателей; на нижней поверхности центральной балки установлены узлы крепления пилона подвески вооружения. В хвостовой части центральной балки расположен отсек радиолокационной станции заднего обзора, снабженный радиопрозрачным обтекателем. В кормовом ласте размещены устройства выброса пассивных помех.

Регулируемые воздухозаборники двигателей прямоугольного сечения размещены под наплывом крыла и оснащены выпускаемой сеткой, предотвращающей попадание в двигатели посторонних предметов на взлетно-посадочных режимах. Расположение поверхности торможения воздухозаборника - горизонтальное, клин торможения отодвинут от поверхности несущего корпуса, а между крылом и клином образованы щели для слива пограничного слоя.

Механизация воздухозаборников - подвижные панели регулируемого клина и жалюзи подпитки на нижней поверхности. Регулируемый трехступенчатый клин воздухозаборника состоит из связанных между собой передней и задней подвижных панелей. Передняя панель представляет собой вторую и третью ступени клина торможения воздухозаборника, задняя подвижная панель образует собой подвижную верхнюю стенку загорлового диффузора воздушного канала. Защитная сетка в убранном положении находится на нижней поверхности канала воздухозаборника. Выпуск сетки осуществляется против потока, ось вращения расположена за горлом в диффузорной части канала.

Жалюзи подпитки расположены с внешней стороны нижней поверхности воздухозаборника в зоне размещения защитной сетки. Жалюзи выполнены "плавающими", т.е. открывающимися и закрывающимися под действием перепада давления. Они могут открываться как при убранной сетке, так и при выпущенной. Оптимальное торможение сверхзвукового потока в диффузоре воздухозаборника обеспечивается установкой его регулируемых элементов в расчетное положение автоматической системой регулирования воздухозаборника типа АРВ-40А. На боковой поверхности воздухозаборников установлены антенны станции предупреждения об облучении.

Крыло самолета свободнонесущее. Отъемные части (консоли) крыла имеют угол стреловидности по передней кромке 42 град. Удлинение крыла 3.5, сужение - 3.4. Механизация представлена отклоняемыми флаперонами площадью 4.9 м2, выполняющими функции закрылков и элеронов, и двухсекционными поворотными носками площадью 4.6 м2. Углы отклонения флаперонов +35...-20 град., носков - 30 град. Выпуск флаперонов и отклонение носков производится на взлетно-посадочных режимах, а также при маневрировании с приборными скоростями до 860 км/ч.

Конструктивно каждая консоль крыла состоит из силового кессона, носовой и хвостовой частей, механизации и законцовки. Силовой кессон состоит из трех стенок, верхней и нижней панелей и нервюр. Часть кессона выполнена герметичной и образует топливный бак-отсек. Верхняя и нижняя панели кессона сборные. Носовая часть консоли расположена между передним лонжероном и кессоном и предназначена для размещения коммуникаций и агрегатов управления поворотным носком. Хвостовая часть между кессоном и задней стенкой служит для размещения коммуникаций и агрегатов управления флапероном.

На усиленных нервюрах каждой консоли имеются узлы установки трех пилонов для подвески вооружения. На торцах законцовки крыла установлена гребенка для крепления еще одного пускового устройства для управляемых ракет класса "воздух-воздух" ближнего боя. Вместо последнего на торцы крыла могут устанавливаться контейнеры с аппаратурой РЭП. Двухсекционный поворотный носок навешен на консоль на петлевых опорах при помощи шомполов. Конструктивно носок состоит из обшивки и силового набора, состоящего из лонжерона и диафрагм. Односекционный поворотный флаперон навешивается на консоль на кронштейнах хвостовой части крыла и управляется гидроцилиндрами.

Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета Су-35 включает:

• систему управления вооружением

• пилотажно-навигационный комплекс

• комплекс средств связи

• аппаратуру бортового комплекса обороны

• системы контроля и регистрации

Система управления вооружением (СУВ) обеспечивает применение управляемых ракет "воздух-воздух" в дальнем ракетном и ближнем воздушном бою, захват и сопровождение цели из обзорных режимов РЛС и ОЛС в дальнем ракетном бою, захват и сопровождение визуально видимой цели в ближнем бою, определение госпринадлежности обнаруженной цели, а также применение управляемых и неуправляемых средств поражения класса "воздух-поверхность". Система управления вооружением включает в себя радиолокационный прицельный комплекс (РЛПК) и оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс (ОЭПрНК).

В состав РЛПК входит импульсно-доплеровская радиолокационная станция, обеспечивающая обнаружение и сопровождение воздушных целей в свободном пространстве и на фоне земли в передней и задней полусферах, а также картографирование местности и обнаружение наземных целей. Радиолокатор может одновременно сопровождать на проходе большое количество воздушных целей и обеспечивать перехват нескольких из них, представляющих наибольшую угрозу. РЛС имеет щелевую антенну (в дальнейшем предполагается использование модификации РЛС с фазированной антенной решеткой). Для обеспечения кругового обзора воздушного пространства и применения управляемых ракет в заднюю полусферу в состав БРЭО самолета дополнительно включена небольшая РЛС заднего обзора, установленная в центральной хвостовой балке фюзеляжа. Определение государственной принадлежности обнаруженных целей осуществляется с помощью запросчика госопознавания, входящего в состав РЛПК. Работой радиолокационного прицельного комплекса управляет бортовой цифровой вычислительный комплекс.

В состав ОЭПрНК входят пилотажно-навигационный комплекс (рассмотрен отдельно), оптико-локационная станция (ОЛС), нашлемная система целеуказания (НСЦ), система управления оружием (СУО), система отображения информации (СОИ) и бортовая цифровая вычислительная система. Прицельная часть ОЭПрНК выполняет те же функции, что и РЛПК, но только в простых метеоусловиях и отличается большей точностью и лучшей помехозащищенностью. Оптико-локационная станция представляет собой комбинацию теплопеленгатора и лазерного дальномера. Теплопеленгатор обеспечивает обнаружение цели по тепловому излучению и ее угловое сопровождение, лазерный дальномер - измерение дальности до цели. Датчик ОЛС размещается в сферическом обтекателе перед фонарем кабины летчика.

Нашлемная система целеуказания позволяет производить целеуказание головкам самонаведения ракет и сканирующему устройству ОЛС путем поворота головы летчика в сторону той части пространства, где ожидается нахождение цели. Система управления оружием осуществляет в автоматическом режиме процессы пуска авиационных средств поражения с заданными интервалами и в заданной последовательности после нажатия летчиком боевой кнопки. Для применения некоторых видов управляемого вооружения класса "воздух-поверхность" самолет дополнительно комплектуется сменными контейнерами СУО. Система отображения информации обеспечивает индикацию необходимой пилотажно-навигационной и прицельной информации на индикаторе на лобовом стекле и многофункциональных индикаторах на электронно-лучевых трубках (или жидкокристаллических дисплеях). Работой ОЭПрНК управляет бортовая цифровая вычислительная система.

Наведение самолета на цель с наземного или воздушного командного пункта осуществляется посредством радиолинии бортовой аппаратуры приборного наведения.

Пилотажно-навигационный комплекс (ПНК) предназначен для решения задач навигации и пилотирования самолета на всех этапах полета в простых и сложных метеоусловиях, в любое время года и суток, над сушей и над морем в любых географических условиях и состоит из двух подсистем: пилотажной и навигационной. Пилотажное оборудование включает информационный комплекс высотно-скоростных параметров, систему воздушных сигналов, радиовысотомер, систему автоматического управления самолетом (САУ) и систему предотвращения критических режимов.

В состав навигационного оборудования входят инерциальная навигационная система (ИНС), доплеровский измеритель скорости и сноса (ДИСС), автоматический радиокомпас (АРК), радиотехническая система дальней (спутниковой) навигации (РСДН), радиотехническая система ближней навигации (РСБН), аппаратура определения взаимных координат, маркерный радиоприемник (МРП) и другое оборудование.

ИНС выдает в ПНК параметры крена, тангажа, курса и дальности и способна работать как автономном режиме, так и в режиме радиокоррекции. ДИСС служит для определения путевой скорости и угла сноса самолета. АРК предназначен для самолетовождения по специальным приводным радиостанциям (радиомаякам) за счет измерения курсового угла радиостанции (угла в горизонтальной плоскости между продольной осью самолета и направлением на пеленгуемую радиостанцию). РСДН используется для обеспечения дальней навигации по маршруту в рамках глобальной системы спутниковой навигации. РСБН обеспечивает выполнение полета по заданному маршруту и возврат на запрограммированый аэродром, оборудованный радиотехническими средствами посадки, в ручном, автоматическом и директорном режимах пилотирования, выполнение предпосадочного маневра с выходом в зону действия радиомаяков, заход на посадку до высоты 50 м в автоматическом режиме и повторный заход на посадку.

Бортовая аппаратура РСБН получает сигналы от наземных радиотехнических средств навигации. Прием сигналов осуществляется с помощью бортовой антенно-фидерной системы "Поток", антенны которой размещены в носовой и хвостовой частях самолетах. МРП предназначен для сигнализации летчику момента пролета над маркерными радиомаяками - дальним и ближним приводами аэродрома посадки.

В состав оборудования самолета входят также самолетный ответчик и ответчик системы государственного опознавания. Самолетный ответчик предназначен для совместной работы с наземными РЛС управления воздушным движением и наведения. Он излучает сигналы индивидуального опознавания самолета, а также передает некоторые параметры его полета (например, высоту), обеспечивая хорошую "видимость" истребителя наземными средствами навигации и тем самым увеличивая дальность и надежность его сопровождения в процессе боевых действий и при наличии помех. Ответчик системы государственного опознавания предназначен для выдачи ответа о собственной государственной принадлежности самолета на запросы, посылаемые самолетными, наземными и корабельными системами госопознавания.

На экспортных модификациях самолетов состав навигационного оборудования может изменяться в соответствии с требованиями заказчика.

Комплекс средств связи предназначен для ведения устойчивой двусторонней радиотелефонной связи, а также засекреченной радиотелефонной и телекодовой связи экипажа с командно-диспетчерским пунктом и между самолетами в воздухе. На самолете установлены две УКВ-радиостанции, КВ-радиостанция, аппаратура кодированной радиотелефонной и телекодовой связи, аппаратура внутренней связи (самолетное переговорное устройство) и аппаратура записи переговоров.

Аппаратура бортового комплекса обороны предназначена для регистрации облучения самолета радиолокационными станциями противника и предупреждения об этом экипажа, обнаружения пуска ракет, постановки пассивных и активных помех в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. На самолете установлены станция радиотехнической разведки, теплопеленгатор, устройство выброса пассивных помех - ложных тепловых целей и дипольных отражателей, станция активных радиолокационных помех. Управляет бортовым комплексом обороны бортовой цифровой вычислитель.

Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное, управляемое ракетное класса "воздух-воздух", управляемое ракетное класса "воздух-поверхность", неуправляемое ракетное и бомбардировочное. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 патронов. Ракетное и бомбардировочное вооружение размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ), авиационных катапультных устройствах (АКУ) и балочных держателях (БД), подвешиваемых на 12 точках: 6 - под консолями крыла, 2 - под законцовками крыла, 2 - под гондолами двигателей и 2 - под центропланом между мотогондолами (по схеме "тандем").

На самолете может быть подвешено до 8 управляемых ракет "воздух-воздух" средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р, Р-27ЭР) или тепловыми (Р-27Т, Р-27ЭТ) головками самонаведения, до 10 ракет средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения и до 6 ракет ближнего маневренного боя Р-73 с тепловыми головками самонаведения. Типовой вариант вооружения самолета при решении задач "воздух-воздух" состоит из 8 ракет Р-27Э (или РВВ-АЕ) и 4 ракет Р-73.

В состав управляемого вооружения класса "воздух-поверхность" входят 6 ракет общего назначения Х-29Т с телевизионными головками самонаведения, 6 ракет Х-29Л или С-25ЛД с полуактивными лазерными головками самонаведения, 6 корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционными головками самонаведения, 2 ракеты средней дальности Х-59М с телевизионно-командной системой наведения, 6 противокорабельных ракет Х-31А с активными радиолокационными головками самонаведения и 6 противорадиолокационных ракет Х-31П с пассивными радиолокационными головками самонаведения; для применения ракет Х-29Л, С-25ЛД и Х-59М самолет должен оснащаться контейнером системы управления оружием.

Максимальная масса неуправляемого вооружения класса "воздух-поверхность" составляет 8000 кг. В его состав могут входить 16 бомб ФАБ-500М54 или 14 бомб ФАБ-500М62 или 14 зажигательных баков ЗБ-500 или 34 бомбы ФАБ-250М54 (на однозамковых и многозамковых балочных держателях), 48 бомб ОФАБ-100-120 (на многозамковых балочных держателях), 8 контейнеров КМГУ, 120 неуправляемых ракет С-8 (в 6-ти блоках Б-8М1), 30 ракет С-13 (в 6-ти блоках УБ-13), 6 ракет С-25 (в пусковых устройствах О-25).

 

     Необходимое условие для создания подъемной силы крыла — разница между направлением набегающего потока воздуха и хордой крыла. Эта разница есть угол атаки: угол между хордой крыла и проекцией скорости ЛА в связанной системе координат. В горизонтальном пролете самолет в буквальном смысле "наваливается" крылом на воздух, за счет чего на нижней поверхности крыла образуется область повышенного давления, "воздушная подушка", что и позволяет самолету держаться в воздухе.

Крыло самолёта свободнонесущее, консоли имеют угол стреловидности по передней кромке 42o, механизация крыла состоит из отклоняемых флаперонов и предкрылков (носков). Флапероны площадью 4,9 м2 выполняют функции и закрылков, и элеронов, углы отклонения +35o...-20o. Двухсекционные поворотные предкрылки площадью 4,6 м2 отклоняются на 30o. Выпуск флаперонов и отклонение предкрылков производится на взлётно-посадочных режимах, а также при маневрировании с приборными скоростями до 860 км/ч.

 

5. Общая характеристика силовой установки

Силовая установка представляет собой два мощных 2-х контурных турбореактивныхдвигателя, всеракурсное управление вектором тяги, комплексная цифровая система управления (типа FADEC) (рис.3)

Силовые установки Су-35 позволяют достигать скорости звука без применения форсажного режима.

   Новая вспомогательная установка вырабатывает переменный ток для бортовых потребителей и осуществляет наддув отсеков и кабины пилотов.

    Су-35 способен нести вооружение общей массой 8 тонн на 12 точках подвески. Восемь из них расположены под крылом и четыре под фюзеляжем. Только управляемых ракет «воздух-воздух» можно разместить на самолёте тонну, среди остальных это и противокорабельные, противолокационные, три ракеты большой дальности «Калибр-А», большой набор ракет «воздух-поверхность».

   Двигатели повернуты относительно своей оси с целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности. Данные двигатели являются «упрощённым» вариантом двигателя для истребителя пятого поколения «АЛ-41Ф1», от него АЛ-41Ф1С отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет 14500 кгс, в бесфорсажном режиме максимальная тяга составляет 8800 кгс. 

    Разгонные характеристики Су-35 на высоте 1000 м, при ресурсе топлива 50% от стандартного объема: от 600 км/ч до 1100 км/ч — 13,8 с; от 1100 км/ч до 1300 км/ч — 8 с. Например, в Сирии основной миссией Су-35 явилось прикрытие самолетов-транспортников и ударных боемашин, поражающих наземные объекты, чтобы предотвратить повторение инцидента с уничтожением бомбардировщика Су-24 турецким истребителем 24 ноября 2015 г. Также «тридцатьпятки» выполняли разведывательные функции. 

     Новые двигатели в сочетании с аэродинамической компоновкой обеспечили Су-35 чрезвычайно высокий уровень маневренности, а также управляемость на закритических углах атаки, т.е. реализацию «сверхманевренности». Самолет не имеет ограничений по углам атаки. Для полной реализации всех сверхманевренных свойств в систему управления самолета введен специальный режим «Маневр».

     Для экономии ресурса маршевых двигателей при наземных отработках, для обеспечения автономности базирования и упрощения эксплуатации самолет оснащен вспомогательной силовой установкой ТА-14-130-35 разработки ОАО «НПП «Аэросила».

6. Система жизненного обеспечения экипажа при полете самолета

Основные характеристики кабины пилота заключается в следующем: информационном обеспечении летчика с реализацией принципа ”темная

кабина” для снижения рабочей нагрузки, формирование подсказок в критической ситуации, движущаяся карта местности, нашлемная система целеуказания, комплекс средств аварийного покидания, система контроля работоспособности пилота.

    Кабина пилотов новой машины одноместная,оснащена как у самолётов пятого поколения. Информация о полёте отображается на двух цветных ЖК-экранах в режиме «картинка в картинке». На переднем стекле кабины лётчиков разворачивается изображение параметров полёта при помощи индикационного коллиматора. 

     Электрическое управление двигателями, что в практике означает взятие под контроль компьютера режимы пилотирования сложные для пилота.Самолет получил комплексную цифровую систему управления КСУ-35 разработки МНПК «Авионика», объединившую в себе функции системы автоматического и дистанционного управления, системы воздушных сигналов, системы ограничительных сигналов и активной безопасности полета, системы управления передней стойкой шасси и торможением колес. Такая интеграция позволила значительно сократить массу, габариты и энергопотребление бортового оборудования, а также упростить эксплуатацию самолета.

    Благодаря комплексной цифровой системе управления упростилось пилотирование самолета, а также повысилась безопасность полета. КСУ-35 способна брать на себя автоматическое управление самолетом при режимах боевого применения, маршрутном полете, заходе на посадку. В возможности КСУ-35 также входит стабилизация углов тангажа, высоты и скорости полета, а также автоматическая балансировка самолета и подстройка передаточных коэффициентов управления в зависимости от условий полета. КСУ-35 автоматически ограничивает выход самолета за допустимые значения полетных параметров, а также уводит самолет при угрозе столкновения с земной поверхностью. При повреждении одного или нескольких органов управления самолетом КСУ-35 автоматически компенсирует отказ за счет других органов управления. В случае необходимости, КСУ-35 по команде летчика производит приведение самолета к прямолинейному горизонтальному полету из любого начального положения.

     Пилот Су-35 имеет высокий уровень осведомленности об имеющихся угрозах за счет набора пассивных средств обнаружения. Станция предупреждения об облучении Л-150-35 разработки АО «ЦКБА» обеспечивает обнаружение радиоизлучающих целей, в то время как система оптико-электронной разведки И-222 разработки НПК СПП обеспечивает обнаружение воздушных целей по ИК-излучению с селекцией атакующих самолет ракет, а также обнаружение лазерного облучения самолета. Обе системы производят определение углового положения обнаруженных целей, их распознавание и ранжирование по степени опасности с отображением полученной информации пилоту.

    Су-35 оснащается комплексом средств связи С-108 разработки НПП «Полет». Комплекс обеспечивает помехозащищенную, засекреченную связь и информационный обмен с пунктами управления и другими самолетами с автоматической ретрансляцией сигналов. Комплекс С-108 также обеспечивает возможность управления действиями самолетов с командного пункта в реальном масштабе времени.

  Все бортовое оборудование увязано между собой через высокоскоростные каналы информационного обмена и передано под управление единой информационно-управляющей системы ИУС-35, ядром которой являются две высокопроизводительные бортовые вычислительные машины БАГЕТ-53-31М разработки АО «РПКБ». Информационно-управляющая система отвечает за взаимодействие между летчиком и системами комплекса бортового оборудования.

    Дополнительно в кабине установлен многофункциональный пульт-индикатор для управления самолетом, а вместо резервных стрелочных приборов - индикатор системы резервных параметров. При выводе информации на индикаторы реализуются принцип “нужная информация в нужный момент”, а также производится комплексирование информации от различных источников. В случае возникновения нештатных ситуаций производится выдача рекомендаций летчику по их парированию. Для лучшего информационного обеспечения летчика имеется система речевого оповещения.

   В ИУС-35 реализована «интеллектуальная поддержка» летчика. Она заключается в максимальной автоматизации процесса поиска цели, наведения самолета на нее и подготовки оружия к применению. При этом в фоновом режиме решается задача обеспечения обороны самолета от атаки противника.

   Ниже можно наглядно рассмотреть кабину пилота (рис. 4)

 

1 – Кнопка отключения системы автоматического управления (САУ). Также под мизинцем пилота располагается рычаг временного отключения САУ: двигаясь на автопилоте, лётчик нажимает на рычаг и вручную выполняет манёвр, после чего САУ продолжает вести самолёт по новому курсу.

2 – Четырёхпозиционный переключатель режимов КБО для выбора боевых и навигационных режимов комплекса бортового оборудования.

3 – Кнопка приведения к горизонту. В случае потери ориентации в пространстве, в том числе при плохом самочувствии после перегрузок, пилот может нажать эту кнопку чтобы самолёт автоматически вернулся к прямолинейному движению с нулевым креном и тангажом.

4 – Кнопка стрельбы для пушечного вооружения. Ракеты запускаются гашеткой.

5 – Переключатель «Манёвр-траекторное управление» переводит самолёт в режим сверхманёвренности.

6 – Кнюппель (джойстик) управления маркером отвечает за положение курсора на экране. 

 

 

 

Выводы

Су-35 – многоцелевой сверхманевренный истребитель поколения 4++, превосходящий существующие Российские и зарубежные истребители поколений 4 и 4+ и приближающийся по своим характеристикам к самолетам 5-го поколения. 

 

Самолет предназначен для поражения воздушных, наземных и надводных целей, объектов инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО и расположенных на значительных удалениях от аэродрома базирования. 

 

За основу аэродинамической схемы Су-35 взят базовый самолет Су-27.

 

От базового самолета Су-27 Су-35 отличается формой центральной балки хвостовой части фюзеляжа, обеспечивающей меньшее аэродинамическое сопротивление, рулями направления увеличенной площади, а также крылом увеличенной толщины с двумя дополнительными точками подвески.

 

Кроме того, на Су-35 упразднен выдвижной тормозной щиток на гаргроте фюзеляжа - благодаря цифровой системе управления, торможение осуществляется скоординированным отклонением управляющих поверхностей самолета. Также упразднены подъемные защитные сетки в канале воздухозаборников двигателей, что позволило обеспечить больший расход воздуха двигателя и большую тягу.

 

Конструкция планера была усилена и перепроектирована с использованием новых материалов, что позволило существенно увеличить ресурс самолета – до 6000 ч или 25 лет эксплуатации. Также самолет получил усиленное шасси с двухколесной передней опорой.

 

Для увеличения дальности и продолжительности полета самолет оснащен системой дозаправки в воздухе, выдвижная штанга которой располагается с левого борта в носовой части фюзеляжа.

 

Наибольший прирост боевой эффективности Су-35 по сравнению с Су-27 и его другими модификациями обеспечил новый комплекс БРЭО.

 

Одной из его главных особенностей является бортовая радиолокационная станция Н135Э «Ирбис-Э» разработки НИИП им. В.В. Тихомирова, оснащенная фазированной антенной решеткой с двухстепенным гидроприводом.

 

 

Комплекс средств РЭП Л-175М10- 35 разработки АО «КНИРТИ» обеспечивает индивидуальную и групповую защиту самолетов от обнаруженных угроз путем постановки активных радиолокационных помех в широком диапазоне частот (одновременно до 4 целей), применения по излучающим целям противорадиолокационных ракет, постановки пассивных помех путем сброса ложных тепловых целей и дипольных отражателей.

 

 

 

Новый комплекс БРЭО позволил Су-35 применять вооружение, обеспечивающее поражение практически всех возможных целей для авиации.

 

 

     National Interest назвал Су-35 первым в списке самого опасного вооружения России при гипотетическом конфликте с США, по мнению экспертов издания, Су-35 — «экстремально опасный» для любого самолёта НАТО. Эксперты отметили, что опасность Су-35 связана с очень большой загрузкой ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманёвренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы. National Interest называет Су-35 чрезвычайно опасным противником для любого американского истребителя, за исключением F-22 Raptor.

    После непосредственного контакта Су-35 с американскими F-22 над Аляской 11 сентября 2018 годаhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83-35 - cite_note-61 военный обозреватель издания Business Insider обратил внимание на преимущества Су-35 перед американским истребителем 5-го поколения. Алекс Локи отметил большее количество ракет и лучшую манёвренность.

На сегодняшний день (2015-2017 гг.) Су-35С является самым современным российским истребителем, конкурировать с которым по своим боевым возможностям способен только F-22 Raptor, а по характеристикам сверхманёвренности равных ему нет.

 

По информации пресс-службы ГК "Ростех", на начало 2020 года в составе ВКС России находилось порядка 70 истребителей Су-35С. "Этот самолет способен развивать максимальную скорость 1400 км/ч у земли и 2500 км/ч на высоте 11 км. Дальность полета на малой высоте превышает 1500 км, а на большой с двумя подвесными топливными баками — 4500 км", - говорится в сообщении.

Замминистра обороны России Алексей Криворучко в ходе посещения авиационного завода в Комсомольском-на-Амуре, где производится самолет, заявил журналистам, что действующий контракт предполагает поставку последней партии из 10 истребителей Су-35С в 2020 году. Кроме того, по словам замминистра, в перспективе Минобороны планирует подписать дополнительный контракт на данные машины.

Планер Су-35С позволяет творить в небе уникальные фигуры. Лётчикам НАТО и США, при выполнении воздушных манёвров и фигур высшего пилотажа, приходится думать и постоянно держать у себя в голове цифры по углам атаки, чтобы не свалиться в штопор. Российский же самолёт позволяет об этом забыть, его можно вывести из любого положения, не прилагая особых усилий.

Главная цель, которую ставило Минобороны перед конструкторами КБ Сухого - создать самолёт переходного периода от поколения «4+» к пятому. Было необходимо закрыть пробел между устаревающими и постепенно выводящимися из состава ВВС истребителями Су-27 и авиакомплексом ПАК ФА Т-50, который только ещё должен поступить на вооружение ВКС России, предположительно в 2018 году. Для этого Су-35С имеет достаточно высокие ТТХ, а по своим возможностям он превосходит все истребители поколения «4+», такие, как «Супер Хорнет», «Рафаль» и «Тайфун» и способен противостоять единственному на сегодня серийному истребителю пятого поколения F-22, будучи при этом значительно дешевле «Раптора».

Аэродинамическое совершенство, примене-

ние интегральной аэродинамической схемы с

несущим фюзеляжем

Многофункциональность и боевая эффектив-

ность: высокоэффективное решение широко-

го спектра задач “воздух-воздух”, “воздух-

поверхность” и попутная разведка

Высокие маневренные характеристики с обес-

печением режимов “сверхманевренности”,

реализуемые за счет силовой установки но-

вого поколения с управляемым вектором тяги

и новой системы управления самолетом

Пониженная радиолокационная заметность -

применение радиопоглощающих материалов

и покрытий

Боевая живучесть - два разнесенных двига-

теля, резервирование самолетных систем, за-

щита топливных баков от взрыва, совершен-

ные системы РЭБ

Управление согласованными боевыми дейс-

твиями группы самолетов (взаимодействие в

сетях ВВС, ВС и ВМФ)

Высокоинтегрированный комплекс бортового

оборудования с централизованным управле-

нием от информационно-управляющей сис-

темы открытой архитектуры с обеспечением

интеллектуальной поддержки летчика, c реа-

лизацией принципа «темной кабины»

Пассивные и активные системы обнаружения

большой дальности действия, возможность

мониторинга воздушного, наземного и над-

водного пространства на больших удалениях

от места базирования

Эффективное преодоление зональных и объ-

ектовых систем противовоздушной обороны

за счет современного комплекса радиоэлек-

тронного противодействия и комплекса авиа-

ционного вооружения

Новые подходы к системе эксплуатации и

технического обслуживания самолета - вспо-

могательная силовая установка, бортовой

генератор кислорода, встроенные средства

контроля исправности систем

Комплекс средств обучения, состоящий из

комплексного и специализированного трена-

жеров и комплекта учебных классов

Самолет Су-35 сочетает в себе ка-

чества, необходимые современно-

му истребителю, а именно: сверх-

маневренность, совершенные

активные и пассивные средства

обнаружения, высокая сверхзву-

ковая скорость полета, большая

дальность полета, возможность

организации взаимодействия са-

молетов; и качества хорошего

тактического самолета, такие как:

высокая боевая нагрузка, широ-

кая номенклатура вооружения

класса «воздух-поверхность», со-

вершенная многоканальная сис-

тема РЭБ, сниженная радиолока-

ционная заметность, способность

прорыва ПВО в режиме маловысо-

тного полета