Модель внедорожника Pajero позволила компании Mitsubishi попасть в Книгу рекордов Гиннеса. И хотя на российском рынке эта марка уже не присутствует, корни успеха японцев находятся не в современности, а далеких 30-х. Именно тогда, для Квантунской армии, были изготовлены 4 рабочих прототипа машины с полным приводом и индексом «РХ33», положившим начало совершенно новому классу автомобилей, которые сегодня принято называть кроссоверами.
УТОЧНЕНИЕ ПО ТЕРМИНОЛОГИИ. В данном случае под кроссоверами подразумеваются модели с полным приводом и повышенной комфортностью. Что касается «маркетинговых» автомобилей, лишь стилизованных под внедорожник для увеличения покупательского спроса(«паркетников») – то это совсем иная история…
Грузовой двигатель плюс мощная рама
Облегченный пассажирский Mitsubishi PX33 имел под капотом 70 «лошадей», выдаваемых 6-цилиндровым мотором с рабочим объемом 6,7 л. Привод был постоянным, без «раздатки», однако мощности силового агрегата вполне хватало для передачи крутящего момент на два моста. Все-таки «дизель», да еще и с прямым впрыском топлива, работавшим в паре с 4-ступенчатой МКПП. Впрочем, два важнейших агрегата новинкине являлись революционными, ибо были позаимствованы у грузовика Fuso. Именно для него,как известно, в Mitsubishi освоили первый японский дизельный двигатель. Что касается подвески, то спереди и сзади стояли зависимые рессоры, а кузов монтировался на мощную лонжеронную раму.
И дорого, и сложно
Несмотря на явные конструкторские успехи, первый блин все-таки вышел комом: управлять Mitsubishi PX33 на скорости до 70 км/ оказалось весьма непростым делом, да и в плане обслуживания модель получилась слишком сложной. Вдобавок в производстве внедорожник оказался излишне дорогим, поэтому речи о серийном выпуске пионера-кроссовера быть не могло. Проект закрыли в 1937-м, но в том же году другая компания из Страны Восходящего Солнца начала выпуск полноприводной модели уменьшенного размера KuroganeType 95. Увы, но ни одного экземпляра PX33 до наших дней не дошло.
Реплики 1988 года
К автомотивам довоенной продукции Mitsubishi вернулись в конце 90-х годов, когда французские импортеры компании, изготовившие на шасси длиннобазного Pajero реплику PX33 в единственном экземпляре. Но это был уже совсем другой «проходимец»: сталь с применением стекловолокна и кевлара для кузова, 2,6-литровый двигатель с турбонаддувом мощностью в 250 лс, промежуточный охладитель…
Изначально такой внедорожник предназначался для участия в гонке «Париж-Дакар», но повышенный интерес к реплике со стороны «материнской» компании из Японии привел к тому, что французы получили спецзаказ на сборку других экземпляров модернизированногоPX33, причем в разной цветовой гамме. Кроме того, в качестве маркетингового инструмента модель кроссовера 30-х демонстрировалась во время презентации Mitsubishi Pajero 4-го поколения в 2006 году на Парижском автосалоне. И как историческая, так и технологическая связь двух моделей из разных эпох была налицо.