Найти тему
Авто Энциклопедия

Символ или талисман. Самые известные советские маскоты

Тема маскотов – так называются фигурки, красующиеся на кузовах раритетных автомобилей и выполняющие функции талисманов – в нашей стране не получила особого развития. Не до излишеств было после кровопролитной революции, как и после разрухи в Великую Отечественную… Тем не менее, есть в истории России памятные моменты, когда у работников автопредприятий доходили-таки руки до создания настоящих шедевров. По своей художественной ценности они ничуть не уступают лучшим мировым образцам, а потому заслуживают детального описания.

-2

Имперский орел «Руссо-Балта»

До революции в России лишь один производитель колесного транспорта имел собственный маскот, который ставился на… пробку радиатора. Это был рижский Русско-Балтийский вагонный завод, являвшийся пионером в области отечественного автомобилестроения, чья продукция прочно закрепилась в царском гараже. Величайшим указом монарх даровал привилегию украшать двуглавым орлом любую продукцию данного предприятия, причем и грузовые модели тоже. Однако в 1915 году «Руссо-Балту» пришлось эвакуировать производство в Москву, а спустя пару лет завод был и вовсе национализирован. Ни о каких буржуазных «излишествах» в виде автомобильных талисманов революционеры слышать не хотели…

-3

Бегущий олень для «Волги»

Прекрасный олень, украшавший ГАЗ-21 «Волга» первых двух серий – самый известный и узнаваемый маскот времен СССР. О высочайшем качестве и долговечности этого изделия свидетельствует материал – цинковый сплав с напылением из хрома. К тому же своим созданием изящная фигурка обязана настоящему профессионалу, специалисту по моделям С. Еремееву. Едва ли не каждый год внешний вид маскота несколько менялся, что не мешало ему оставаться на пике популярности.

ПРИМЕЧАНИЕ Прыгающий олень на капоте «Волги» вызывала восхищение буквально у всех слоев населения. По этой причине он регулярно становился добычей хулиганов. Впрочем, некоторых коллекционеров той поры тоже трудно назвать кристально честными гражданами – ведь они отнюдь не брезговали скупкой краденных маскотов.

Невзирая на свою легендарность, судьба у фигурки, отлитой в динамике движения, оказалась недолгой. Сначала горьковский талисман исчез с экспортных вариантов «Волг» и такси, а с 1962 года на продукции завода уже не было никаких украшений. Объяснялось это дороговизной изготовления «автоаксессура» и его травмоопасностью для пешеходов.

-4

«Мишка Ярославский»

Этот маскот Ярославского автозавода адресовался исключительно грузовикам с грузоподъемностью свыше 5 т. А поскольку таких по сравнению с легковушками было куда как меньше, то и запомнился талисман совсем немногим автомобилистам. Своим появлением на капотах серийных машин он обязан Сталину, который на выставке 1945 года сильно впечатлился мишкой из Ярославля.

И все-таки «сталинский» хозяин тайги – совсем не тот, которым впоследствии комплектовали грузовики.Первый образец, изготовленный на заводе инструментальщиком с символичной фамилией Заказов, отличался высочайшей степенью детализации. Он имел фактурную шкурку, имитировавшую мех, аочертания и пропорции были «мультяшными». Поэтому другому мастеру пришлось серьезно поломать голову над доводкой «исходника», чтобы он стал дешевле в производстве и получил более реалистичную внешность. В итоге мишка лишился меха, зато приобрел «полубегущую» динамичную позу. И субъективно рассматривая этот советский маскот, приходишь к выводу: лесной силач знает, куда идет. Но то, что не к коммунизму – однозначно!

-5

Где и за сколько достать маскот?

Правду говорят, что сейчас мы живем в эпоху всякой фигни и дешевого вещизма. Поэтому высокохудожественные символы ушедших годов тем более ценны, как и недешевы. Купить советскую или импортную фигурку на капот у настоящего коллекционера врядли получится – он не расстанется даже с частью своих экспонатов, ни за какие деньги. Поэтому остается уповать на личные связи (это если вы член автоклуба) и онлайн-продажи. Однако, увидев на Ebay роскошный маскот и почувствовав дрожь в коленках, спешить с покупкой не рекомендуется. Ведь то, что стоит дешево - возможно, всего лишь банальный новодел.

Авто
5,66 млн интересуются