Хочу сразу сказать, что написание подобных статей занимает уйму времени и сил, также, большинство источников англоязычные, уходит значительная часть времени на перевод. Лучшей наградой за старание будет Ваш лайк и подписка.
Соя заслужила себе плохую репутацию у многих потребителей. Её связь с вырубкой лесов означает, что наряду с пальмовым маслом соя стала продуктом, которого следует избегать. Оправдана ли эта осторожность?
В этой статье мы рассмотрим историю сои: как производство менялось с течением времени; где она производится; для чего она используется; и действительно ли она была ключевым фактором вырубки лесов. Хотя исследования показывают, что на сегодняшний день основной причиной вырубки лесов в бразильской Амазонии стало расширение пастбищных угодий для производства говядины, соя, вероятно, сыграла, по крайней мере, некоторую роль в потере лесов.
Более трех четвертей (77%) мировой сои скармливается домашнему скоту для производства мяса и молока. Большая часть остального используется для производства биотоплива, промышленных или растительных масел. Всего 7% сои используется непосредственно для продуктов питания человека, таких как тофу, соевое молоко, бобы эдамаме и темпе.
Как изменился спрос на сою с течением времени?
Мировое производство сои резко выросло за последние 50 лет. Мировое производство сегодня более чем в 13 раз превышает показатель начала 1960-х годов. Даже с 2000 года производство выросло более чем вдвое.
На приведенной здесь диаграмме мы видим изменение мирового производства сои с 1961 года и далее. Еще в 1960-х годах люди производили от 20 до 30 миллионов тонн в год. Сейчас это 350 миллионов тонн. Можно увеличить сельскохозяйственное производство двумя способами: за счет повышения урожайности (увеличения посевов на данном участке земли) или расширения площади земли, которую мы используем. Как мы увидим позже, хотя со временем в странах наблюдался рост урожайности, значительная часть увеличения производства была обусловлена расширением посевных площадей. К сожалению, отчасти это произошло за счет лесов.
Какие страны производят больше всего сои?
За последние 50 лет мировое производство сои быстро выросло. Но чтобы понять, повлекло ли это серьезные экологические издержки, нам также необходимо понять, откуда взялся этот рост.
На карте мы видим распределение производства сои по всему миру. Большая часть мировой сои поступает только из двух стран: США и Бразилии. В совокупности на них приходится более двух третей (69%) мирового производства сои. На самом деле они производят почти точно такое же количество: в 2018 году в США было произведено 123 миллиона тонн, а в Бразилии-118 миллионов тонн. По отдельности на каждую из них приходится около трети мирового производства. Другим крупным производителем является Аргентина, на долю которой приходится 11% (40 млн тонн). Чтобы понять сою как потенциальную движущую силу вырубки лесов, также полезно понять, как производство в каждой стране менялось с течением времени. Именно изменение производства и то, как это было достигнуто (либо увеличение урожайности, либо расширение посевных площадей), является потенциальной движущей силой обезлесения.
На другом графике мы видим изменение производства сои в Бразилии и США. США уже производили много сои на протяжении 1960-х, 70-х и 80-х годов, и поэтому ее рост в последние десятилетия был намного медленнее, чем в Бразилии. Уже в 1960 году в США выращивалось 20 миллионов тонн в год. Бразилия достигла такого уровня производства только в 1990 году – три десятилетия спустя. Это означает, что его темпы роста за последние 30 лет были намного выше.
Является ли производство сои причиной вырубки лесов?
До сих пор мы установили, что спрос на сою быстро рос за последние 50 лет; большая часть сои производится в США, Бразилии (и в меньшей степени в Аргентине); и большая часть этого была обусловлена возросшим спросом на корма для животных, биотопливо и растительные масла.
Большой вопрос заключается в том, было ли это ключевым фактором вырубки лесов.
Первый шаг к ответу на этот вопрос-понять, увеличилось ли количество земли, которую мы используем для выращивания сои. Если бы повышение урожайности сельскохозяйственных культур могло идти в ногу с этим ростом производства, то нам не понадобились бы дополнительные земли, и не было бы необходимости вырубать леса.
Урожайность сельскохозяйственных культур не смогла идти в ногу с производством. С 1961 года мировые урожаи выросли на 150%. Но производство выросло на 1200%. Это означает, что площадь, используемая для выращивания сои, увеличилась более чем в четыре раза.
Это также верно для Бразилии. Поскольку производство бразильской сои в 1961 году было очень низким, имеет смысл настроить ползунок времени, чтобы увидеть изменения с 1980 года. Урожайность сои удвоилась с 1980 года. Это впечатляет, но недостаточно, чтобы идти в ногу со спросом: производство сои выросло на 680%. Вместо этого Бразилии пришлось выделять все больше и больше земель для производства сои: с 1980 года землепользование выросло втрое.
Бразилия выделяет все больше земель для производства сои. Но произошло ли это за счет лесов? Была ли Амазонка очищена, чтобы освободить для нее место?
На этот вопрос пытались ответить многие исследователи. Сложность заключается в том, что системы сельского хозяйства и землепользования тесно связаны: можно оценить, оказывает ли производство сои прямое влияние на вырубку лесов, но гораздо сложнее понять, наносит ли оно косвенный вред в других местах.
В исследовании, опубликованном в журнале Science, Александра Тюкавина и др. (2017) рассматривают факторы потери лесов в Бразильской легальной Амазонии. Изменение этих драйверов с 2000 по 2013 год показано на диаграмме. Обратите внимание, что эта общая тенденция свидетельствует о значительном снижении потерь лесов с 2000 года – к сожалению, за годы, прошедшие с 2013 года, темпы снова возросли.
Исходя из этого, мы пришли бы к выводу, что доминирующей движущей силой вырубки лесов в бразильской Амазонии было расширение пастбищ для производства говядины. Если мы посмотрим на потери лесов от коммерческих культур, которые в основном составляют соевые бобы, мы увидим значительное сокращение, особенно после введения "Бразильского моратория на сою". "Мораторий на сою" был кампанией с участием гражданских ведомств и соевых компаний, которая предусматривала, что фермеры, выращивающие сою на незаконных или законных участках вырубки лесов, не смогут продавать ее поставщикам. С 2009 года спутниковые снимки используются для определения культур сои, выращиваемых на вырубленных лесных участках.
Многочисленные исследования пришли к очень похожему выводу: именно пастбища, а не производство сои являются причиной большей части вырубки лесов в бразильской Амазонии. Но это касается только непосредственных факторов вырубки лесов. Другими словами, вырубка леса сегодня, чтобы освободить место для пахотных земель для производства сои.
Косвенные последствия производства сои.
Соя, возможно, больше не является прямой движущей силой вырубки лесов в бразильской Амазонии. Но мы также должны подумать о косвенных последствиях увеличения производства. Мы знаем, что площадь, используемая для выращивания сои, все еще увеличивается, и эта земля должна откуда-то взяться. В отдельных регионах, таких как Мату-Гросу, исследования показали, что вместо того, чтобы заменить лес, эти пахотные земли заменяют пастбища. Если эти пастбища просто переходят в лесные районы, мы могли бы утверждать, что соя по-прежнему является основной основной причиной вырубки лесов.
К такому выводу пришли исследователи Николас Кушниг, Хесус Креспо Куаресма и Тамас Криштин в недавнем исследовании. Они объединили спутниковые снимки высокого разрешения из региона Мату-Гросу в Бразилии с панельными социально-экономическими данными, чтобы не только количественно оценить прямое воздействие производства сои, но и побочные эффекты. Результаты показывают, что, рассматривая только прямые последствия, мы недооцениваем роль, которую соя продолжает играть в вырубке лесов.
Это также тот случай, когда регион Амазонас в Бразилии привлекает наибольшее внимание. Но большая часть сои сейчас выращивается в других регионах страны. В 2015 году только 13% прибыли с Амазонки, в то время как 48% прибыли из региона Серрадо. Поэтому некоторые исследователи убедительно доказывают, что такие меры, как "Мораторий на сою", необходимо распространить на регионы за пределами Амазонки, если они хотят быть эффективными. Без более широкого осуществления этой политики мы будем продолжать наблюдать, как обезлесение просто переместится в другое место.
В то время как расширение пастбищ для производства говядины является ведущей движущей силой вырубки лесов в Бразилии, соя по-прежнему играет важную роль, если принять во внимание ее косвенные последствия. Чтобы положить конец вырубке лесов, мы можем предпринять несколько ключевых действий. Для потребителей, поскольку большая часть вырубки лесов обусловлена расширением пастбищ для производства говядины или сои для кормления домашней птицы и свиней, сокращение потребления мяса является эффективным способом изменить ситуацию. Для компаний и регулирующих органов политика нулевой вырубки лесов должна осуществляться более широко (т. е. не только сосредоточены на Амазонке) и должны быть более тщательно разработаны с учетом побочных эффектов.