В продолжении недавней темы по бомбардировщику Ту-16 (ссылку оставлю ниже) хотелось бы добавить, что когда в 50-ом году проводилась полная перекомпоновка самолета, для его облегчения, то в этой работе принимал активное участие сын Туполева – Алексей, который тогда так же работал в его проектном отделе.
Конструкторы впервые применили уникальную схему шасси с двумя четырехколесными тележками со спаренными колесами на одной оси, которые при складывании после взлета поворачивались на 180° и убирались в специальный отсек.
Благодаря такой схеме шасси самолет был способен взлетать как с бетонных ВВП, так и с грунтовых и даже заснеженных.
Бомбардировщик-ракетоносец Ту-16 был действительно одним из самых красивых самолетов и имел очень характерный внешний вид. Особенно в глаза бросается утопленные в фюзеляж гондолы двигателей, большая стреловидность крыла и хвостового оперения.
Самолет выпускался с 53-го по 63 год, а эксплуатировался у нас до 1993 года. Невероятно, но за 10 лет было построено более 1,5 тыс. этих машин. Эти самолеты принимали практически в каждом испытании ядерного и термоядерного вооружения.
Некоторые пользователи моего канала в предыдущей статье по этой машине в комментариях указывали мне на то, что я путаю этот самолет с Ту-95 и интересовались, в каких испытаниях ядерных бомб принимали участие эти машины.
Более того отмечу, что с участием этих самолетов испытывали не только ядерные бомбы, но и термоядерные. Например, в 1962 году на Новой земле прошли учения бомбардировочной авиации, где принимали участие Т-16. Тогда на этих учениях была испытана реальная водородная бомба.
Для увеличения дальности полета Ту-16 была применена очень сложная технология дозаправки «крыло в крыло», которая отличалась от западной системы «шланг–конус–штанга» и применялась только на советских самолётах Ту-16 и Ту-4.
За все время выпуска Ту-16 его постоянно модернизировали и выпускали в разных модификациях, что позволяло поддерживать машину на уровне самых высоких требований. Их выпускали в разведывательном варианте, были торпедоносцы и носители крылатого ракетного вооружения.
Самолет стал серьёзным ударным средством и сдерживающим фактором в мировом противостоянии. А многие примененные решения для Ту-16 стали традиционными для тяжелых реактивных бомбардировщиков. Машина отличалась большой надежностью, неприхотливостью, легкостью освоения и простотой пилотирования.
С 1958 года Ту-16 стали поставлять в Китай. Одновременно с этим с помощью советских специалистов стали налаживать его производство по лицензии на их территории, который впоследствии получил обозначение Xian H-6.
Именно с этого самолета в 67-ом году были произведены испытания первой китайской термоядерной бомбы мощностью до 3-х мегатонн. В ВВС НОАК эта машина находится на вооружении до сих пор.
Более того Китай несколько лет выпустил версию этого самолета H-6K с двигателями Д-30КП-2, в связи с чем были увеличены размеры воздухозаборников и соответственно их радиус действия.
Так же китайцы установили на него новейшую авионику, БРЛС с АФАР и средства РЭБ. Так что даже спустя 70 лет, эта машина до сих пор является актуальной.
Самым широкомасштабным применением Ту-16 является война во Вьетнаме.
В апреле 84-го года при проведении операции советских войск в Панджшерском ущелье, 24 бомбардировщика Ту-16 нанесли колоссальный массированный ракетно-бомбовый удар, подавив тем самым средства ПВО, живую силу и укрепленные базы противника в горах.
Эту же тактику через 20 лет в Афганистане применили и американцы в горах Тора-Бора.
Так же читайте на моем канале: Конструкторам Ту-16 удалось снизить массу самолета более чем на 5 тонн