Найти в Дзене

Как охлаждаются морские дизельные двигатели

Оглавление

Необходимость охлаждения двигателей внутреннего сгорания обусловливается большим количеством тепла, которое выделяется в результате сгорания в цилиндре топлива, а также вследствие трения отдельных частей двигателя.

  • Сущность охлаждения состоит в отводе с охлаждающей жидкостью избыточного тепла от деталей двигателя во время его работы.
Главный судовой, двухтактный, крейцкопфный двигатель "B&W", и дизель-генераторы "DAIHATSU" (на заднем плане). Машинное отделение. Фото автора.
Главный судовой, двухтактный, крейцкопфный двигатель "B&W", и дизель-генераторы "DAIHATSU" (на заднем плане). Машинное отделение. Фото автора.
  • К числу деталей двигателя, подвергающихся при работе значительным нагревам, относятся рабочие втулки, крышки цилиндров, поршни, выпускные и топливные клапаны, выпускные коллекторы и глушители, рамовые подшипники, параллели и упорные подшипники, цилиндры и крышки компрессоров, холодильники масла и воды.
Холодильник наддувочного воздуха Главного судового двигателя (воздухоохладитель) и трубопровод системы охлаждения. Фото автора.
Холодильник наддувочного воздуха Главного судового двигателя (воздухоохладитель) и трубопровод системы охлаждения. Фото автора.
  • Охлаждение цилиндров двигателя и компрессора производится для предотвращения перегрева стенок цилиндра и выгорания смазки на стенках рабочей втулки, уменьшения нагрева воздуха, поступающего в цилиндр (что увеличивает весовое наполнение цилиндра), и уменьшения тепловых напряжений стенок цилиндров.
Воздушные поршневые компрессоры, охлаждаемые пресной водой. Фото автора.
Воздушные поршневые компрессоры, охлаждаемые пресной водой. Фото автора.
  • Охлаждение поршней двухтактных двигателей применяется в тех случаях, когда диаметры их превышают 250 мм.
Главный судовой малооборотный, двухтактный, крейцкопфный, длинно-ходовой двигатель "B&W". Палуба цилиндровых крышек, выпускные клапаны. Фото автора.
Главный судовой малооборотный, двухтактный, крейцкопфный, длинно-ходовой двигатель "B&W". Палуба цилиндровых крышек, выпускные клапаны. Фото автора.
  • В четырёхтактных двигателях охлаждение поршней применяется при диаметре 350 мм и выше.
Вспомогательный четырёхтактный дизель-генератор "DAIHATSU". Фото автора.
Вспомогательный четырёхтактный дизель-генератор "DAIHATSU". Фото автора.
  • Специальное охлаждение параллелей при обеспечении надлежащей смазкой необязательно.
Картер судового Главного двигателя: параллели, шток, и сальник штока на ремонтном столе. Фото автора.
Картер судового Главного двигателя: параллели, шток, и сальник штока на ремонтном столе. Фото автора.
  • Рамовые подшипники охлаждаются лишь у быстроходных дизелей. Охлаждение форсунок (топливом) производится также не всегда.

Охлаждение судовых дизельных двигателей, вспомогательных механизмов и установок, осуществляется:

  • морской или пресной водой,
  • воздухом,
  • а иногда маслом или топливом.
Главный судовой двигатель "B&W". Цилиндровые крышки, выпускные клапаны и ТНВД (топливные насосы высокого давления) и  топливные форсунки. Фото автора.
Главный судовой двигатель "B&W". Цилиндровые крышки, выпускные клапаны и ТНВД (топливные насосы высокого давления) и топливные форсунки. Фото автора.

Охлаждающая жидкость, соприкасаясь с нагретыми частями двигателя, уносит до 35 % тепла, выделившегося при сгорании топлива. Чем быстроходнее двигатель и чем меньше размеры цилиндра, тем относительно больше потери тепла.

  • Исследования показали, что из тепла, выделившегося при сгорании, теряется с охлаждающей водой:
  • в крышке и рабочей втулке 18-20 %, в поршне 6-9 %, а в выпускном коллекторе 5-8 %.

Для уменьшения тепловых потерь с охлаждающей водой, а также тепловых напряжений, возникающих в нагретых частях, двигатель целесообразно охлаждать горячей водой.

ГТН (газо-турбо-нагнетатель) и выпускной коллектор, Главного судового двигателя. Фото автора.
ГТН (газо-турбо-нагнетатель) и выпускной коллектор, Главного судового двигателя. Фото автора.

Однако морская вода, содержащая большое количество солей, образует в охлаждающих полостях двигателя отложения накипи, для удаления которой необходимо производить очистку поверхностей.

  • Слой накипи значительно затрудняет передачу тепла от стенок к воде, вследствие чего могут возникнуть перегревы стенок, образование трещин и заклинивание движущихся деталей.

Количество солей, оседающих на стенках охлаждаемых поверхностей в виде накипи, зависит от состава воды, её температуры, скорости движения и температуры охлаждаемых стенок. Для устранения выпадения солей температура охлаждающей морской воды не должна превышать 50˚C.

Насосы охлаждения и воздухоохладители, Главного судового двигателя "B&W". Фото автора.
Насосы охлаждения и воздухоохладители, Главного судового двигателя "B&W". Фото автора.
  • Если применяемая для охлаждения пресная вода имеет большую жёсткость, не следует допускать значительного повышения её температуры при выходе из двигателя.

При использовании в качестве охлаждающей жидкости пресной воды с малым содержанием солей температура её при выходе из двигателя может достигать 80-90˚C.

  • Чтобы увеличить скорость протока воды, её подают под давлением в 2-3 кг/см², а в местах наибольшего нагрева устраивают суженные проходные сечения.
Система замкнутого (циркуляционного) охлаждения, Главного судового двигателя: насосы охлаждения, арматура, трубопроводы, воздухоохладители. Фото автора.
Система замкнутого (циркуляционного) охлаждения, Главного судового двигателя: насосы охлаждения, арматура, трубопроводы, воздухоохладители. Фото автора.
  • Во избежание резкого охлаждения стенок цилиндра температура входящей забортной воды должна быть не ниже 20-25˚C.
  • Резкое охлаждение стенок вызывает появление на них трещин, ухудшает процесс горения, снижает мощность и к.п.д. двигателя!

Если температура поступающей воды ниже указанных пределов, её направляют в смесительные камеры (тёплые ящики), где она смешивается с горячей водой в определённой пропорции и нагревается до необходимой температуры.

Внутренняя секция охлаждения, холодильника (теплообменника) масла, после мойки и хим. обработки, вспомогательного дизельного двигателя. Фото автора.
Внутренняя секция охлаждения, холодильника (теплообменника) масла, после мойки и хим. обработки, вспомогательного дизельного двигателя. Фото автора.
  • Отлагающаяся в охлаждаемых полостях накипь удаляется при помощи скребков или химическим способом. Конец растворения накипи определяется прекращением выделения пузырьков (химический способ):
  • после этого нужно произвести промывку всех полостей охлаждения двигателя горячей пресной водой и щелочение цилиндров.

Помимо образования накипи, морская вода вызывает коррозию деталей и, проникая в картер двигателя, сильно ухудшает качество масла, стекающего в поддон.

Коррозия металла при охлаждении морской водой усиливается ещё больше вследствие образования гальванических токов.

Главный двигатель "B&W" в районе маховика. С правой стороны на фото: воздухоохладитель и трубопроводы системы охлаждения двигателя. Фото автора.
Главный двигатель "B&W" в районе маховика. С правой стороны на фото: воздухоохладитель и трубопроводы системы охлаждения двигателя. Фото автора.

Для ослабления действия этих токов в местах охлаждения двигателя устанавливают цинковые пластины толщиной 20-30 мм (протекторы), которые необходимо заменять примерно через 600-700 час работы двигателя.

  • Отмеченные недостатки, хотя и в меньшей мере, присущи также пресной воде. При охлаждении двигателей морских судов пресной водой необходимо иметь дополнительные цистерны для её хранения, специальный водоохладитель и так далее, т.е., отдельную систему.
Внутренняя секция охлаждения водо-масленого холодильника (теплообменника), вспомогательного дизель-генератора, Фото автора.
Внутренняя секция охлаждения водо-масленого холодильника (теплообменника), вспомогательного дизель-генератора, Фото автора.
  • Такой же охладитель необходимо устанавливать и при масляном охлаждении;
  • в последнем случае приходится иметь в системе большое количество масла, так как теплоёмкость его почти в два с половиной раза меньше теплоёмкости воды.

Следует отметить, что двухтактные двигатели по сравнению с четырёхтактными работают со значительно большими тепловыми нагрузками, так как в двухтактных двигателях после каждого рабочего хода следует один холостой, а в четырёхтактных – три холостых хода.

Поэтому двухтактные двигатели необходимо охлаждать более интенсивно.

Главный судовой двухтактный, малооборотный двигатель "B&W". Фото автора.
Главный судовой двухтактный, малооборотный двигатель "B&W". Фото автора.

Для охлаждения судовых двигателей применяются:

  • 1) система проточного охлаждения, когда вода поступает из-за борта и, пройдя через охлаждаемые полости двигателя, вновь удаляется за борт;
Секции охлаждения пресной воды, холодильника (теплообменника) вспомогательного дизель-генератора, Фото автора.
Секции охлаждения пресной воды, холодильника (теплообменника) вспомогательного дизель-генератора, Фото автора.
  • 2) замкнутая система охлаждения, в которой охлаждение производится пресной водой, непрерывно циркулирующей в охлаждаемых полостях двигателя по замкнутому контуру и в свою очередь охлаждаемой проточной забортной водой или,
  • пресной водой третьего контура, которая охлаждается при помощи холодильных установок (в этом случае, забортная вода практически полностью исключается из процесса охлаждения двигателя).
Холодильные судовые установки, для охлаждения пресной воды третьего контура. Фото автора.
Холодильные судовые установки, для охлаждения пресной воды третьего контура. Фото автора.
  • 3) смешанная система, когда в охлаждении двигателя участвуют как пресная, так и забортная вода.
Воздухоохладители вспомогательного дизельного двигателя. Фото автора.
Воздухоохладители вспомогательного дизельного двигателя. Фото автора.

Система проточного охлаждения наиболее проста по устройству и удобная в обслуживании. Вместе с тем она обладает следующими существенными недостатками:

Воздухоохладитель на вспомогательном дизельном двигателе, трубопровод и арматура. Фото автора.
Воздухоохладитель на вспомогательном дизельном двигателе, трубопровод и арматура. Фото автора.
  • содержащиеся в забортной воде грязь и соли отлагаются в охлаждающих полостях, ухудшая теплопередачу;
Механическая очистка трубок охлаждения воздухоохладителей (после хим. обработки), вспомогательного дизельного двигателя. Фото автора.
Механическая очистка трубок охлаждения воздухоохладителей (после хим. обработки), вспомогательного дизельного двигателя. Фото автора.
  • охлаждение деталей двигателя происходит относительно холодной водой, поэтому разность температур может привести к появлению значительных тепловых напряжений в деталях двигателя и к образованию трещин.
Главный судовой двигатель, нижняя палуба, в районе валовой линии. Фото автора.
Главный судовой двигатель, нижняя палуба, в районе валовой линии. Фото автора.

Система замкнутого (циркуляционного) охлаждения, позволяет (благодаря применению очищенной воды) предотвратить засорение и отложение солей на стенках трубопроводов, а также поддерживать в системе наивыгоднейшую температуру воды для всех охлаждаемых полостей в соответствии с режимом работы двигателя.

Современные морские двигатели оборудуются исключительно замкнутой системой охлаждения.

Воздухоохладитель (на фото с левой стороны) наддувочного воздуха, Главного судового двигателя "B&W" с замкнутой системой охлаждения. Фото автора.
Воздухоохладитель (на фото с левой стороны) наддувочного воздуха, Главного судового двигателя "B&W" с замкнутой системой охлаждения. Фото автора.
  • Схема движения воды в замкнутой системе отличается от проточной системы тем, что вода для охлаждения двигателя поступает из специальной цистерны. Пройдя через охлаждаемые полости, нагретая вода поступает в водоохладитель и далее к циркуляционному насосу центробежного типа.

Проточная вода поступает из-за борта и прокачивается вторым насосом через холодильники для масла и воды и вновь удаляется за борт.

  • Постоянство температуры воды в охлаждаемой системе, поддерживается перепуском части нагретой воды помимо холодильника, в приёмную трубу циркуляционного насоса. Количество воды, направленной мимо холодильника, регулируется термостатом.

Рекомендуем к прочтению:

Статья и фото: “Журнал Морского Волка”

Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить оценку. Подписывайтесь на канал, пишите комментарии, задавайте вопросы.

-23

Авто
5,66 млн интересуются