Сегодня в модельном ряде Группы ГАЗ представлена полная линейка автобусов длиной от 6 до 18 метров. Ликинский автобусный завод, являющийся крупнейшим предприятием дивизиона, всегда специализировался на выпуске автобусов в верхней части этой модельной линейки. Но в Группе сегодня объявлено о большой перестройке. Что же будет выпускать крупнейший автобусостроитель страны? А оказывается очень интересно.
ЛИАЗа больше не будет.
Вот так просто знаменитая отечественная марка уйдет в историю и подмосковные автобусы будут выпускать под брендом CityMax. А вообще-то Группа ГАЗ умеет удивлять.
И ЛИАЗ способен удивлять. Вспомним, как лихо Ликинский автобусный завод этим летом распрощался с двумя популярными моделями городских автобусов большого класса. Одним махом. Автобус ЛИАЗ-5256 действительно за более чем три десятилетия выпуска морально устарел, а его высокопольноcть стала препятствием для продаж частным и муниципальным перевозчикам. Поскольку сегодня для выполнения пассажирских перевозок в требованиях заказчика обязательным условием является доступность для маломобильных граждан, то более «свежая» модель, появившаяся в 1996 г. - полунизкопольник ЛИАЗ-5293 пользовался спросом. Но в Нижнем Новгороде, где находится штаб-квартира ГАЗа, было решено одним махом избавится от устаревших моделей.
А что же осталось? В модельной линейке подмосковного Ликинского завода сегодня автобус среднего класса ЛИАЗ-4292, большая городская модель ЛИАЗ-5292 и «гармошка» ЛИАЗ-6213. Но если история низкопольной модели «5292» ведет историю с 2004 года, то автобус среднего класса «4292» совсем свежий.
ЛИАЗу светит перспектива сосредоточится на выпуске двух семейств - в его модельной гамме останутся две модели – CityMax 12 и CityMax 18.
«Гармошка» длиной 18-метровая пока находится в стадии проектирования, ее показ состоится через пару лет. Понятно, что она сменит текущую модель ЛИАЗ-6213. О ней мы поговорим позже.
А вот CityMax 12, по всей видимости, станет самым массовым автобусом ликинских автобусостроителей Группы ГАЗ. Это не сложно представить, поскольку спрос на 12-метровые большие городские автобусы у нас сегодня самый высокий, как по причине выполнения национального проекта «Безопасные и качественные дороги 2.0.», так и закупок пассажирской техники региональными правительствами и муниципальными властями для городов.
На выставке Comtrans 2021, прошедшей в сентябре, Группа ГАЗ на обозрение представила две перспективные модели – CityMax 9 и CityMax 12, которые будут выпускать Павловский и Ликинский заводы соответственно. О павловской модели мы уже делали обзор. Это перспективный автобус среднего класса для городских перевозок. По сути он пересекается с ликинским ЛИАЗ-4292. Но сегодня речь не об этом.
Посмотрим, на перспективный трехдверный 12-метровый автобус, который, наверняка, станет самым массовым в стране. Действительно, еще недавно так и могло быть. Но все дело в том, что сегодня на дворе рынок, а не плановая экономика, и, соответственно, в этой нише уже играют последние версии НефАЗа-5299 и МАЗ-303, не говоря уже о «Волгобасах». Причем первые два расширяют производственные мощности по выпуску автобусов в Нефтекамске и Минске. О чем наш канал писал недавно.
На выставке ликинскую модель представили в «модной» зеленой теме: в виде электробуса и водоробуса. Время сейчас такое – на выставке большинство экспонатов щеголяли в «бескарбонном окрасе».
Но все же пока до серийных образцов этой экологичной техники далеко. А мы посмотрим на CityMax 12 как на обычный городской автобус, оснащенный ДВС. Естественно, автобус низкопольный. Вряд ли у этих автобусов будет компромиссный полунизкопольный вариант. Его конкурент НефАЗ-5299 в новом кузове все же оставил в гамме полунизкопольник, идя на некий компромисс. Как и павловский CityMax 9 по сути являющийся полунизкопольником, что позволило применить много отечественных агрегатов.
Кстати, оба CityMax 9 и CityMax 12 открывают новую эру в дизайне газовских автобусов: все грядущие ЛиАЗы будут иметь схожий стайлинг, и дизельные, и газовые, и «зеленые». Это заметно и по изображению эскиза 18-метрового «СитиМакса».
В моторном отсеке, расположенном в заднем свесе CityMax 12, поселится дизель ЯМЗ-536, а также газовый мотор ЯМЗ-538 CNG. Сейчас в Ярославле готовят к выпуску моторы в исполнении Euro-6. Двигатель будет агрегатироваться либо с автоматом Allison, либо Voith. Показанный на Comtrans 2021 новый автомат разработки конструкторов ГАЗа будут устанавливать на автобусы среднего класса – Вектор Next, CityMax 9 и ЛИАЗ-4292.
О других системах перспективного городского автобуса можно судить по описаниям электрического и водородного CityMax. Они рассчитаны на перевозку 85 пассажиров. Оснащены современными бортовыми системами безопасности и помощи водителю: блокировкой движения при отсутствии водителя и открытых дверях, камерами видеонаблюдения с обзором 360 градусов, системой контроля состояния водителя. В машине установлена мультиплексная система, которая контролирует параметры автобуса в онлайн-режиме и передает данные в транспортный парк. Автобусы оснащены системой книлинга (наклон в сторону остановки), аппарелью для маломобильных пассажиров, USB-зарядками и WiFi-системой. Система климат-контроля обеспечивает комфортную температуру в салоне.
К сожалению ничего не сказано о переднем и заднем мостах, но что-то подсказывает, что это будут немецкие ZF. Понятно, что мосты ZF лучшие по качеству и конструктиву, хотя не из дешевых агрегатов. Будет ли Группа ГАЗ импортозамещать их – вопрос открытый.