Посредством осушительной системы удаляют воду, скапливающуюся в отсеках и машинно-котельном отделениях. Однако осушительная система не предназначается для откачки больших количеств воды, и поэтому на неё нельзя рассчитывать, как на средство для спасения судна, так как приток воды внутрь судна даже через небольшую пробоину значительно больше производительности всех насосов осушительной системы.
Пока пробоина не заделана, например пластырем, действие насосов отливной или осушительной системы не в состоянии остановить прибыль воды в отсеке. В данном случае можно рассчитывать только на прочность и непроницаемость переборок, отделяющих повреждённый отсек от соседних.
Если переборки пропускают воду в соседние отсеки, целесообразно использовать осушительную или водоотливную систему для осушения этих отсеков. Водоотливную систему можно использовать для удаления воды из повреждённого отсека после хотя бы временной заделки пробоины.
На небольших морских судах для осушения раньше обычно ставили один машино-приводной трюмный насос и эжектор, а на крупных судах в машинном отделении устанавливают несколько трюмных и балластных насосов с индивидуальным приводом.
Этими насосами, используя трубопроводы, проложенные по всему судну, выкачивают воду из всех отсеков, льял, трюмов и машинно-котельных отделений. В машинном отделении, обычно у кормовой переборки и в кормовом конце тоннеля гребного вала, для стока воды устраивают сточные колодцы.
Вода стекает в эти сточные колодцы из льял через отверстия с невозвратными клапанами, установленными в скуловых стрингерах. Невозвратные клапаны препятствуют поступлению воды из сточных колодцев в льяла.
Приёмные трубы осушительной системы из разных отсеков направляются в машинное отделение и здесь сводятся к распределительной коробке, присоединяемой к трубе осушительного насоса.
Чтобы не вести отдельную трубу в небольшой отсек, иногда в переборке, отделяющей этот отсек от других отсеков, раньше устанавливали перепускной клапан, что давало возможность перепускать воду из этого отсека в другой, где имеется всасывающая труба.
Перепускные клапаны снабжались штоками, при помощи которых их можно было открывать или закрывать с палубы, расположенной выше. Для спуска воды в трюм на платформе или палубах также ставили спускные управляемые клапаны.
Осушительные насосы бывают с ручным, паровым, электрическим приводом, или приводом от вспомогательного дизельного двигателя. Эти насосы иногда обслуживают пожарную магистраль. В таких случаях они называются трюмно-пожарными. На транспортных судах имеется обычно два-три таких насоса с автономным приводом.
Осушительная система обеспечивает возможность удаления воды из любого отсека и машинного отделения любым из осушительных насосов.
Осушительный трубопровод должен быть изолирован от трубопроводов, предназначенных для приёма или выгрузки балласта.
Рекомендуется также, чтобы он не был соединён с балластным трубопроводом, иначе возможно попадание балласта в грузовые трюмы или в машинное отделение.
Приёмные клапаны распределительных коробок должны быть невозвратными, а приёмные патрубки рекомендуется снабжать невозвратными клапанами. Невозвратным должен быть также отливной забортный клапан.
На магистральных трубах системы устанавливают грязевые коробки. Осушительный трубопровод, как правило, располагается вне междудонного пространства.
Если машинно-котельное отделение на всём протяжении имеет двойное дно, образующее скуловые льяла, необходимо иметь с каждого борта два приёмника от двух осушительных насосов с механическим приводом.
Рекомендуем к прочтению:
Статья и фото: “Журнал Морского Волка”
Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить оценку. Подписывайтесь на канал, пишите комментарии, задавайте вопросы.